привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Мы лепим не вещи, а миры
привет
alelchuk
"Лепите с детьми не вещи, а миры" -- это можно сделать девизом наших игр в глину. Возникла эта идея на одном из занятий. Обычно родители что-нибудь лепят для детей что приходит в голову. Часто приходят в голову просто какие-то бытовые вещи или просто звери, люди -- в общем, что-то оторванное от контекста. Мне это кажется не очень плодотворным участием, потому что у ребенка возникает естественный вопрос -- а что с этим чем-то делать. С одной стороны, конечно, это провоцирует фантазию, но с другой стороны, не на всякую вещь у ребенка хватит фантазии, а с третьей стороны, нужно ведь давать ребенку содержательный материал, на основе которого у него будет развиваться способность фантазировать.

Хорошо бы предлагать ребенку вещь, на основе которой можно начать игру, рассказывать какую-то историю или лепить другие вещи. Игрушка должна быть продуктивной, то есть порождать некий сюжет или ситуацию. И тогда дальше можно развить эту ситуацию в целый небольшой мир -- пространство или рассказ. Он сам подскажет, что еще нужно слепить, как играть, что рассказывать.

Например, вот простенькая затравка -- лес и дорожка со следами, которую я сделал как-то в начале занятия. Не помню уже, к чему она привела.



А вот уже в другой раз между домами-деревьями разных детей прокладывается дорога. Дорога -- простая и любимая детьми тема, особенно мальчишками: катаем колбаски, раскладываем и плющим.



Сеть дорог может иногда и не использоваться активно в игре, но она создает общее игровое пространство, помогает детям налаживать контакт между своими игрушками и друг другом.



А вот вариант 3D (извините за неологизм :-) -- трехмерный. Дети нарезали большие куски глины (резать глину леской -- это тоже отдельное захватывающее занятие), я назвал эти куски горами и связал их мостиками и горками.



Мы потом долго по ним гуляли, катались, достраивали, рвали/ремонтировали.



Впрочем, не все. Сережа тут же занялся созданием своей горной страны.




Один из вариантов затравки для создания мира -- персонаж известной сказки (рассказа, мультика и т.д.) Можно доделывать других персонажей, лепить всю обстановку -- дома, деревья, дно морское или Луну. Второй вариант -- лепить кого угодно, но сразу переходить к обстановке, то есть тут же выяснять, где он будет жить, что есть (и из чего), к кому ходить в гости, на чем ездить/летать/плавать и так далее. Создание связных миров, по-моему, очень благотворно влияет на наведение порядка в голове (не только у детей), накапливает запас базовых сюжетов и ситуаций. На основе этого запаса ребенок и будет фантазировать, причем, чем богаче запас, тем содержательнее будут его фантазии.


  • 1
спасибо за тему, а то я как раз по первому сценарию обычно леплю, до миров не доходит.

спасибо, Алексей! замечательный пост. и очень нужный. "создание связных миров" - как великолепно сказано!

идея с дорожкой со следами меня вдохновила

Здравствуйте,
Мне так понравился Ваш подход, что сразу захотелось к Вам на мастер-класс. У меня трое детей - почти 8, 5 с половиной ну и совсем мелкая 1 год. Что Вы посоветуете? В принципе, если мелкая совсем не вписывается, я могу с ней погулять во дворе, но не хотелось бы:)
Спасибо!

Мелкую можно просто держать на руках и сидеть рядом. Не проблема. Приезжайте на занятие в тот день, когда сможете. Записано в группы много детей, но часто пропускают, место за столом найдется. Аншлаги бывают, но редко.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account