привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Игра в глину -- посуда
привет
alelchuk
Вообще-то, "профильное" использование глины -- это создание посуды. В этом суть гончарного мастерства, керамики и так далее. Игра в глину с детьми -- это имитация детских игр из остатков материала в гончарной мастерской. Мастера работают, дети забежали, поиграли, убежали. Так я вижу себе атмосферу детской лепки, и такая примерно она и есть у нас в мастерской.

Так что, если вы лепите дома с детьми, то логично было бы уметь слепить и что-то помимо домиков и зверюшек, что-то "настоящее". При этом речь не идет о реальной посуде, обжиге, декорировании и так далее. Если вы хотите этим заниматься серьезно для себя, то нужно идти в студию керамики. Детям же важно просто видеть процесс, который был бы им понятен, и который они, при известном старании и помощи взрослого, могли бы повторить.



Ровной красивой посуды вы таким способом не создадите, но зато в полной мере сможете ощутить магию создания сосуда, предназначенного для хранения важных вещей. В процессе лепки я бы советовал напевать шумелку Винни-Пуха "Вот горшок пустой, он предмет простой..." или размышлять над ее "взрослым" варианом Лао-Цзы "Из глины делается горшок, но лишь ради пустоты, которая внутри. В материальном польза, в нематериальном суть".

Тот способ лепки посуды, который я сейчас покажу, подходит именно для этой задачи. Мне хочется называть его "индейским", потому что это самый древний, догончарный, способ, который до новейших времен использовался в африканских и индейских племенах. До появления гончарного круга керамика вообще была сугубо женским занятием. Женщины сами лепили себе посуду, необходимую для домашних нужд. Лепили либо каждая для своей семьи, либо собирались женщины нескольких домов в деревне и делали посуду на всех. Когда появился гончарный круг, за дело взялись мужчины. С одной стороны, для работы на круге требуется физическая сила, а с другой стороны, резко возрастает производительность, и мужчина уже может сделать гончарство своим основным делом, приносящим ощутимый доход.

Итак, для начала слепим из жгутов (колбасок) миску.

Скатываем глиняный шарик и аккуратным движением ладони расплющиваем его в круглую лепешку толщиной в палец. Это донышко. Потом катаем колбаску толщиной в тот же палец и начинаем прилеплять ее по кругу к донышку.

Здесь важны несколько вещей. Первое и главное -- крутим донышко, а не колбаску. Руке удобнее всего прилеплять колбаску в определенном положении, обычно так как показано на фотке -- к дальнему краю. У некоторых людей по-другому, но факт остается -- нужно прилеплять колбаску в самом удобном для руки положении и подкручивать уже готовую часть миски. Тогда гораздо легче сделать ее круглой -- процесс вращения сам по себе создает симметричную ровную форму. Если донышко будет у вас лежать на столе, а вы будете обкладывать его со всех сторон колбасками, то выдержать круглую форму будет гораздо сложнее.

Колбаску мы слегка примазываем к донышку, чтобы держалась. Фиксируем на месте, а  окончательно заглаживать стенки будем позже.

Длина колбаски не имеет значения. Не нужно подбирать ее под полный круг -- это лишние операции, и на стыках могут образоваться дырки. Наматывайте ее по спирали, просто переходя со слоя на слой. Чем длиннее каждая колбаска, тем лучше. Когда одна заканчивается, пристыковывайте к ней следующую и мотайте дальше. Не нужно заготавливать колбаски заранее -- они быстро сохнут.


   

Когда готовы три-четыре этажа, начинаем примазывать их один к другому -- сверху вниз. Примазывать нужно сильным движением, сдвигая целый миллиметр глины в низ до донышка, чтобы вообще не оставалось горизонтальных следов. Руку нужно, опять же, держать в одном, удобном для вас положении, и подкручивать миску под это положение.

Затем то же самое нужно сделать с внешней стороны. Внизу образуется излишек, часть этой глины нужно примазать к донышку, а остальное просто снять.


     

Потом продолжаем наращивать этажи колбасок. Еще через три-четыре этажа опять примазываем их сверху вниз, прикрепляя к нижней готовой части миски. От горизонтальных щелей не должно остаться и следа, и лишь после этого можно разгладить вертикальные полоски круговыми движениями по горизонтали. Внутренняя поверхность более-менее готова.

Снаружи тоже сначала смазываем слои по вертикали, а потом уже слегка разглаживаем их по горизонтали.

     

Кстати, для выравнивания наружной поверхности очень помогает нехитрый инструмент, который можно вырезать из гибкой пластмассовой пластинки, например, из крышки одноразового пластикового ведерка. Этот скребок нужно держать так, чтобы он имел плавную изогнутую форму, совпадающую с выпуклостью миски. Длинными медленными движениями с самого низа до самого верха соскребаем все неровности, которые остались на внешней поверхности. Придерживаем при этом горшок изнутри второй рукой, чтобы не помялся..

      

Вот, собственно, и все. Мы не столько слепили конкретную миску, сколько прошли путь к сути посуды -- она рождена во вращении, она растет от донышка вверх, она держится силами по вертикали и сглажена движениями по горизонтали. Теперь можно подровнять край и как-нибудь декорировать нашу миску. Такие ровные носики делаются очень просто: пальцем одной руки отгибаем носик наружу, а двумя пальцами другой руки в это время поддерживаем стенку по сторонам от него.


     

Дальше можно нарисовать орнамент или рисунок палочкой на стенках, можно вылепить что-нибудь на стенках тонкими колбасками, а можно оставить стенки как есть -- ровными.

Если у вас нет возможности обжечь получившуюся миску -- не беда. Она высохнет и станет достаточно прочной, чтобы служить хранилищем сухих вещей. Ее можно будет раскрасить любыми детскими красками, а чтобы не пачкалась, покрыть любым лаком, который вам попадется. Главное -- не мочите ее в воде.

Продолжение: Кувшин из колбасок
.

  • 1
Спасибо большое! очень интересно, а я ломала голову, как же сосуды делать :)
у меня вопрос по поводу глины - купили сухую в порошке, развели водой (по инструкции было 160-200 мл на 1 кг, но я столько на пол порции добавила, потомучто иначе вообще не размешивалось). но глина при лепке трескается, кусочки отваливаются, то есть она не эластична. собственно вопрос - как вы думаете, это такое качество глины или я неправильно ее развела водой?
Спасибо!

Видим, воды недостаточно все-таки. Вообще, нужно постепенно вливать в порошок воду и постоянно мешать до тех пор, пока глина не станет как пластилин, даже мягче.

Спасибо! попробую водички добавить

А как обжигать? В обычной электродуховке это ведь невозможно, да? Нужна специальная печь?

И спасибо за ваши мастер-классы.


И меня тоже интересует обжиг. Вот нашла как изготовить маленькую муфельную печь - http://ua6apd.narod.ru/2.html (электрическая), и http://repace.ru/node/275 (дома на газовой плите). Только это годится для очень маленьких изделий.

В духовке температура 250 градусов, а глина начинает спекаться при 600. А нормально обжигается при 800-900. Почитайте ответ на комментарий ниже про костер и горн.

Прочитала. Увы, это не отвечает на мой вопрос, а обжечь в домашних условиях самодельную керамику.

К сожалению, никак не обожжешь. Тот метод, который описан по вашей ссылке, хорош для советского инженера, который дома на досуге мотает проволоку, мешает асбест и иногда корректирует орбиты спутников :-) А нормальному человеку легче найти керамическую мастерскую и попроситься на обжиг. То есть, поставить к ним в печь свои работы. За небольшие деньги такое делают.

"Женщины сами лепили себе посуду, необходимую для домашних нужд." А как они её обжигали?

В этнографическом музее в Ужгороде видела печь для обжига керамики:

внутри эта штука абсолютно пустая, крыши нет, т.е. это просто такой себе глиняно-песчаный забор, высотой где-то 1,2м. и таким же диаметром, с двумя небольшими отверстиями внизу. Судя по описанию туда сначала закладывались дрова, сверху на них устанавливались горшки, "крыша" чем-то закрывалась, потом через отверстия внизу поджигались дрова. Как будто бы предельно простая конструкция и можно такую же сделать у себя на даче. Но вот что смущает: эта печь в музее не настоящая, она никогда не использовалась, будет ли работать такая конструкция? Если закрыть верх, то куда будет выходить дым? А как регулировать температуру?

Температура 600 градусов достигается уже в хорошем костре. Если сделать хороший такой пионерский костерок, закопать в середину горшки, подкладывать дрова пару часов, то кое-как обожгется. А то, что на фотке -- это обычный деревенский горн, он прекрасно работает, там как раз 800-900 достигается. Иногда для установки горшков делали перекрытие посередине. Между топкой и камерой обжига оставляли небольшие отверстия, дым и жар оттуда переходили вверх. Самый верх никак не закрывали, туда улетал дым и жар, система не очень экономичная, топили несколько часов. Температуру регулировали на глаз. Главное -- очень медленно разжигали. То есть делали маленький костерок в топке первые 2-3-4 часа, чтобы печь и горшки медленно прогревались. После этого начинали кидать дрова и за пару часов поднимали температуру до нужной. Потом еще пару часов поддерживали. В общем, на даче такое вполне можно соорудить. Вообще, об этом можно в интернете почитать.

Спасибо, буду экспериментировать:)

интересно, а в деревенской печке дома можно такое повторить?

В какой-то мере можно. Небольшие изделия, игрушки кладут в железные консервные банки, чтобы не повредились дровами. И прямо между дров их засовывают.

Спасибо. Обязательно попробуем.

Алексей, даже у нас в Алмате можно найти Вашу книгу "Глина с характером" в интернет-магазине! правда, ждать доставки надо 2 недели, но я очень рада, что Вашу книгу можно купить и у нас! спасибо Вам за то, что делитесь глиняным вдохновением)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account