привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Наша лепка
привет
alelchuk
В конце прошлого года у меня сложилось вместе несколько слов, которые я сказал бы родителям, которые придут в мастерскую в первый раз -- что происходит на занятиях и что требуется от самих родителей на этих занятиях. Эти вещи и так говорятся и становятся понятны довольно быстро, но такая вот бумажка может оказаться полезной. Мне кажется. Под катом примерный текст. Там кратко описана суть происходящего на занятиях.

Обращаюсь к тем, кто ходил ко мне в прошлом году -- что вам показалось необычно/интересно/полезно при первом знакомстве с моей мастерской? Что, по вашему мнению, имеет смысл сказать новым родителям, чтобы улучшить/ускорить их вхождение в тему?
Также мне интересны ваши мнения о занятиях -- что хорошо, что плохо, что добавить, что убрать. Можете писать сюда или на электронную почту. В общем, после каникул надо как-то входить в тему.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дети играют, взрослые учатся лепить и играть

Дети

Наша лепка сильно отличается от большинства занятий с детьми. Ее суть – свободная творческая игра детей, а не обучение изготовлению чего-то из глины. Нам важен процесс, а не результат, мы не лепим поделки, а строим миры и переживаем ситуации. Главное в нашей лепке – творчество, причем его психологический, а не эстетический аспект. В этом возрасте очень важно эмоциональное отношение к происходящему. Это, как говориться, «точка роста», то есть, та область души ребенка, которая в этом возрасте наиболее быстро и полно растет и требует поддержки и помощи. Все остальное вторично. Глина выполняет лишь служебную роль, как материал, который позволяет легко и быстро воплощать идеи.

Поэтому на занятиях я обычно пытаюсь задать общий тон или тему игры, но не настаиваю на ней и даю детям возможность самим придумывать, во что играть. Их интерес может меняться довольно много раз за одно занятие, буквально каждые 10 минут может возникать новая тема, причем у каждого ребенка своя. Это нормально, это комфортная для ребенка ситуация, которая позволяет ему выразить свои желания и при этом требует приложения определенных усилий.

Взрослые

Взрослые могут участвовать или не участвовать в нашей игре. Для ребенка 3-4 лет лучше, если мама/папа/бабушка/няня будет сидеть рядом и играть вместе с ним. Для детей постарше лучше лепить без взрослых, а если взрослый сидит за тем же столом, то чтобы он занимался чем-то своим.

Трехлетний ребенок иногда просто не может остаться один без мамы, поэтому ее присутствие необходимо как таковое, чем бы она ни занималась. Лучше всего, если мама сама будет играть в те же игры, что и ее ребенок. Снизойдите со своей взрослой позиции и постарайтесь вести себя за нашим столом как еще один ребенок, только чуть больше ростом.

Не давайте оценок, не воспитывайте, не требуйте, не желайте ничего. Не понукайте ребенка сделать что-то конкретное, не критикуйте за неделание или делание не так. Не хвалите и не перехваливайте. Не нужно говорить: «Ну, слепи мышку! Ну, сделай это сам!», а также «Такой мышки не бывает, у козы рога другие, человек слишком худой», а также «Ой, какой зайчик! Ах, какой ты молодец! Ты это сам сделал!» Это все не имеет к игре никакого отношения. Вы просто вместе делаете игрушки и вместе в них играете. Распределение ролей логичное – раз у вас лучше получается лепить игрушки, то вы их и лепите, а ребенок пусть в них играет. Это воспитает не лень, а доверие к вам.

Если вы не понимаете, как себя вести, лучше вообще ничего не делайте и не говорите, а просто молча сидите и смотрите, что происходит. Выполняйте просьбы детей и других родителей. Смотрите, как я леплю вещи и старайтесь научиться делать так же.

А еще лучше, если вы будете сами придумывать идеи для игры и поддерживать мои идеи, лепить обстановку и персонажей и одаривать им детей и взрослых. Относитесь серьезно к тому, чем занимаются дети, обсуждайте с ними их игру и поделки по сути, по содержанию игры. Помогайте им играть, лепить, чинить, перестраивать, как вы помогали бы своему лучшему другу в серьезном деле, интересном вам обоим.

  • 1
Здорово! Не можем ездить в Москву, но очень внимательно читаю ваши советы.
А можно такой вопрос задать - вот с почти 4-х летним как лучше лепить - расчленяя фигуру на геометрические формы или вытягиванием из куска нужных частей? Или как он захочет? Мне как-то второй способ больше нравится, но вдруг это неправильно?
Спасибо!

Это вопрос философский... Мне кажется, зависит от ситуации, конкретной задачи и способностей ребенка. Нужно уметь лепить по-разному и применять оба метода. А теория примерно такая:
С одной стороны, вытягивание из одного куска -- это более "продвинутый", "взрослый", "целостный" метод. Он подтверждает единство формы, развивает ощущение пластичности и так далее. С другой стороны, отдельные детали помогают ребенку осознать деление тела на отдельные части, прочувствовать функцию каждой части тела, научиться крепко присоединять детали. С третьей стороны, вытянутые детали крепче держатся, чем прилепленные. А с четвертой, очень крупные детали и не вытянешь.

Например, как слепить слона, медведя -- крупного зверя? Мне нравится такой способ -- начинать не с тела, а с ног. Катаете четыре толстые колбасы, ставите вертикально, потом катаете туловище и налепляете на него. Конечно, потом нужно положить зверя на спинку и хорошенько прилепить ноги. Детям тоже такая процедура нравится.

И вообще, не забывайте, что в 4 года вся лепка -- игра. И тут нет правильно или неправильно. Если что-то полезно для игры, можно попробовать этому научиться. Получится -- хорошо, нет -- тоже нормально.

Как мне нравятся Ваши правила! ) И журнал очень понравился!
С удовольствием ходили бы с дочкой, но мы не в Москве, но инет преодолевает расстояния :).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account