привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Балаклава -- матрасы вместо подлодок
привет
alelchuk
Были в Балаклаве. Фотографии сложены аккуратной стопочкой в Photofile, а здесь напишу словами.  Ведь был же раньше такой жанр -- рассказ о путешествии БЕЗ фотографий или с несколькими маленькими черно-белыми карточками. Словами, простыми словами приходилось описывать и красоты, и приключения, а картинки возникали (или не возникали) сами собой в воображении слушателей. Итак, слова отдельно, фотки отдельно.

Поездом до Севастополя, потом маршруткой до Балаклавы, потом катерком до пляжа. Когда-то эти места были дикими. То есть, когда-то совсем давно они были совсем дикими. Один древний грек писал, что жили в этой бухте великаны Листригоны, и приплыл к ним однажды Одиссей со товарищи. Товарищам так понравилась бухта без волн и гостеприимные листригонцы, что они поставили свои корабли в глубине гавани и отправились пировать с хозяевами. И лишь хитроумный Одиссей привязал свой кораблик у самого выхода в море и развлекаться не пошел, а остался подождать вестей от пирующих. Узнав же, что его спутники были поданы на пир в качестве блюд, быстро смотал швартовые концы и улизнул в открытое море. В честь этого события в Балаклаве есть отель "Листригон", где рады любому гостю, особенно, видимо, к обеду.

В начале ХХ века Балаклавой уже владела Россия, причем владела тихо и мирно. Волн в бухте действительно нет, набережная практически на уровне воды, так что любой отдыхающий может шагнуть в море или в лодку прямо с каменного парапета. Отдыхающих было много, заезжали и царские особы, но до нынешних времен на набережной остался только писатель Куприн, стоит в бронзе на берегу, сообщая нам свое мнение о курорте 1905 года. Мнение положительное.

Все изменилось, когда бухтой завладели большевики. Они, наконец, оценили ее стратегическое значение и вырубили в скале подземный завод по ремонту подводных лодок. В наше время, после Лефортовского туннеля в Москве это сооружение выглядит не так уж и страшно -- большая сквозная дыра в горе на уровне воды, метров 10 в диаметре и около 600 в длину, чуть изогнутая. Лодки вплывали в нее своим ходом со стороны гавани, становились в сухой док там же под землей недельки на две-три и выплывали своим же ходом в море. Всему этому пришел конец в 1995 году, когда флот из города вывели, а город отдали Украине и туристам. Судя по строящемся там виллам и занимающей половину гавани яхте Bandido, быть Балаклаве яхтной столицей Черного моря. Хорошо хоть, ядерные боеголовки не будут грузить.

На причалах стоят катера и моторные ялики -- перестроенные местными умельцами старые шлюпки и баркасы. Это -- местные такси и маршрутки, на которых публика катается в море или на пляжи, на которые другого пути практически нет (по тропе через горы). Пляжи -- это, собственно, узкая полоска камней и гальки между морем и крутым каменистым склоном. На склоне есть относительно ровные участки под тенью деревьев (сосны, дубы, можжевельник), где народ становится с палатками и кострами. Когда-то здесь было дико и тихо, но сейчас в сезон шагу негде ступить. Так что ездить сюда надо или до, или после, то есть либо июнь, либо сентябрь.

Публика самая разная. Надолго с палатками приезжают тихие экологически настроенные туристы, часто большими компаниями с детьми. Ненадолго с палатками или без приезжает местная громкая публика -- выпить и побултыхаться в воде. На нашем пляже был представлен весь спектр отдыхающих. Слева под большим камнем разбили лагерь казаки. Один добрый молодец с телосложением Тараса Бульбы и отчетливым чубом на макушке круглосуточно валялся в тени камня и вел степенные беседы, задавая тон всей компании. Полдюжины мамаш topless и дюжина детей naked постоянно тусовались на кромке воды и гальки, осуществляя множество, видимо, очень нужных, но несколько хаотичных на внешний взгляд движений. Еще один старый сухой казачина с длинной тонкой палкой регулярно выполнял комплекс казацкой гимнастики (наклон вперед, назад, в стороны), а добродушный бородач выполнял похожий комплекс со своим трехмесячным младенцем, которого держал то за ручку, то за ножку. Младенец не возражал.

С другой стороны пляжа противоположный подход к морскому отдыху был представлен гламурной семейкой из лысого грузного папаши в плавках-стрингах, взрослой девицы, поправлявшей прическу и макияж под солнечными очками перед тем, как пойти искупаться, и мамашей в блестящем купальнике. Между этим двумя полюсами располагались различные градации и сочетания экологичности, гламура, пофигизма и спорта, включая подростковую команду кикбоксеров, которых невозмутимый как подлодка тренер заставлял пихаться ногами и руками, стоя по пояс в воде.

Рядом с нами остановились парень и девушка. Костра не разжигали, питались овощами и пророщенными зернами. В первую ночь девушка что-то убежденно доказывала парню. Палатки стоят близко, звук проходит. Слов было не разобрать, но постоянное бу-бу-бу не прекращалось. Я никак не мог уснуть, лежал и размышлял -- это они мне мешают, или у меня бессонница. Решил, что бессонница, стал размышлять о жизни. В пол-третьего бесцеремонный Платон, которому в его палатке тоже все было слышно, крикнул, чтоб замолчали. Соседи замолчали. Минут через десять у меня прошла бессонница. Утром я украдкой прочел на плече девушки надпись руническим шрифтом "I immerse your soul in love" (Я потоплю твою душу в любви). Вероятно, цитата. Потом они еще пару дней сидели у палатки, на пляже, питались водой, зерном, помидорами, костра не разводили. Говорили тихо, но много. На четвертый день девушка уже была одна, юношу мы больше не видали. Думаю, не выдержал -- слишком много любви, слишком мало еды.

Наша же компания выполняла нехитрую последовательность четырехразового купания, прыгания, плавания и бултыхания. Я вообще не люблю воду, она мокрая и холодная. Мне нужно перейти какой-то психологический барьер, чтобы из сухого состояния перейти в мокрое. За 6 лет жизни в Израиле я купался во всех окружающих его морях и озерах всего несколько раз, в России тоже лишь несколько раз в деревенском пруду, когда было совсем уж жарко. При этом, нельзя сказать, что я не умею плавать. Благодаря отцу и бассейну в школьные годы плаваю я любым стилем на любое расстояние, быстро или медленно. В том же Израиле мое купание в Средиземном море состояло в том, что я проплыл вдоль всей береговой линии Тель-Авива, от Яффо до Герцлии. Плыть дальше мне показалось скучно.

И вот теперь я на две недели оказался рядом с теплым морем, прекрасной галькой и камнями, в отличной компании. Я подумал, что это хорошая возможность попробовать наладить отношения с водой, почувствовать поближе эту плотную волнующуюся среду, войти в нее, подружиться. Есть два способа вхождения в воду -- заходить постепенно, чувствуя, как вода поднимается вверх по телу, охлаждает его, щекочет, мешает двигаться, либо прыгнуть со всего размаху, сразу окунуться, остыть и тут же согреться в движении. На первый взгляд кажется, что первый способ -- боязливый, когда человек не принимает море, не хочет воды, а второй -- смелый, сразу бросающий тебя в объятья моря. На самом деле, можно на это посмотреть и наоборот. Бросаясь сразу в воду, ты не хочешь ее чувствовать, не позволяешь ей обнять тебя осторожно и нежно. Ты покоряешь море, проникаешь к нему внутрь и движешься там по своему собственному желанию, не считаясь с волной и ветром. А когда ты медленно погружаешься в воду, ты позволяешь морю принять тебя так, как оно само захочет, ты слушаешь его и следуешь ему -- волне, температуре, ветру. Ты входишь в него не как покоритель, а как друг, как часть его. И в этом есть нечто поэтическое.

Кстати, о поэтическом -- посмотрим на цвета, формы и контрасты того и другого. Попробуйте представить себе и прочувствовать (потом можете посмотреть ответы на фотках):

Белый пенистый след катера режет синюю волнистую поверхность моря
Зеленые деревья на фоне голубого неба и моря
Зелень листвы и коричневые стволы
Зеленые кроны и серые камни
Зеленые листья и иголки на деревьях и рыжие иголки на земле
Резной дуб, игольчатая сосна, мохнатый можжевельник, длинный тростник
Витиеватые линии веток и жирные точки шишек
Корявые деревья на гладком море
Темно-серые пятна на светло-сером вечернем море
Голубые, серые и желтые пятна на синем дневном море
Желтая солнечная дорожка на темно-сером море
Одинокое солнечное пятно на серой глади моря
Светлая облачная дорожка на синем море

Все это можно попробовать нарисовать. Причем сначала взять только два или три упомянутых контрастных цвета, а потом добавлять оттенков по мере углубления в тему.

Да и вообще, разные мысли приходят в голову. Созерцание может быть соединением с миром или уходом от него. Когда ты чувствуешь и мыслишь то, что видишь, то это -- к миру. Но как часто, сидя на красивой скале высоко над морем, мы думаем не о волнах и облаках, и даже не об ангелах и дельфинах, а о наших собственных делах, рутине, прошлом, будущем, мечтах -- часто несбыточных, вине -- часто беспочвенной. Приближаешься ли ты к миру или отдаляешься от него в свою раковину? Этот же вопрос можно задать и о ЖЖ. Как вы думаете?



  • 1

Информация

(Анонимно)
Алексей Лельчук написал на днях (20го июля 2010 года): «Лепить, рисовать и фотографировать можно сколько угодно, но без слов все изображения немы как рыбы.»
- Без слов изображения немы как рыбы.
Написано емко и наглядно. И спорно.
Эта фраза художника, разбудив во мне желание осознать, что он хотел этим сказать, потянула за собой такую цепочку понятий: смотреть, взглянуть, видеть, увидеть, рассмотреть, распознать, понять и/или оценить увиденное. А затем, только догадываясь, что же увидят другие, взглянув на то же изображение, суметь им передать (объяснить или дать почуствовать) своё видение – вот для чего пишется словами расказ.
Поясню:
Спорно, так как есть ведь правда и в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Так-то оно так – каждый взгляд несёт в себе тонны информации*. Так много, что приходится выделять главное, ЗНАЧИМОЕ для тебя в данный момент.
Понять, что же ты увидел, можно только на основе своего жизненного опыта, то есть привлекая ещё многие тонны уникальной информации.
Смотрим на одно и то же, а видим – каждый свое, да ещё и каждый раз по-новому.
Выразить словами, что же ты увидел и что понял, - это отдельное исскуство.
Понять, что другие увидели, на основе их жизненных опытов – это совсем непросто.
Поняв их, захочешь ли ты сопереживать им? Это уже к вопросам о выборе жизненных путей.

* Здесь слово «тонны» означает «много разнокачественной». В каждой оцифрованной фотографии формальное количество информации можно подсчитать в подобающих случаю, научно обоснованных единицах измерения: мегапикселах, мегабитах... Миллионы таких единиц: битов, пикселов – это действительно много информации. Я написал нарочно аллегорично: «тонны» вместо «много битов», так как ‘бит биту рознь’ – смысл их для меня разный, а с ним и значимость разная.

Re: Информация

Интересные рассуждения, но они нисколько не противоречат, а
согласуются с тем, что я написал. Ведь опыт невозможно передать без
слов. Словами можно передать абстрактную информацию, общие понятия,
обобщения, свое отношение. Картинка -- это факты. Поэтому, когда нужны
факты -- "лучше раз увидеть, чем 100 раз услышать". А если хочется
понять суть, то нужны живые слова живого человека.

>>Выразить словами, что же ты увидел и что понял, - это отдельное искусство.
А на картинке это выразить -- вообще почти невозможно! Только хорошие
художники это могут, и то большинству зрителей еще приходится
объяснять (словами), что там выражено.

У меня как раз тот самый случай. Фотки Балаклавы не очень-то важны,
можно в интернете найти сколько угодно гораздо лучше. А словами я
написал то, что мне было интересно в этой поездке. Не все конечно, но
какие-то отдельные впечатления.

Кстати, в теории информации количество информации определяется не
общим объемом битов, а количеством различных по смыслу сочетаний, то
есть вероятностью получения определенного ответа. ЗДесь, кажется, есть
формула. http://marklv.narod.ru/inf/izminf.htm
А смысл, события в жизни -- понятие субъективные, их можно определить
только словами.

(Анонимно)
как я рада, что ты опять начал писать. такие свежие, интересные мысли. такой "вкусный" язык.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account