привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Интуитивная скульптура
привет
alelchuk
Я по-прежнему приглашаю старшеклассников и взрослых заняться скульптурой и керамикой. Взрослая группа собирается по четвергам с  18-30 до 21-00. К занятиям можно приступить в любое время, начальный уровень значения не имеет. Мы работаем каждый в своем темпе в соответствии со своими способностями. Основная задача -- получить общее представление о лепке, скульптуре, керамике, почувствовать работу с глиной, пластику вещей и форм, научиться видеть форму, лучше понимать искусство и гончарное ремесло.



Видимо, я мало рекламировал эту группу, поэтому нас мало -- в прошлом году лепили втроем, в этом -- впятером. На самом деле, место позволяет собрать еще как-минимум столько же людей, и всем будет интересно.
Кроме того, оказывается, я практически не писал в ЖЖ о том, чем же мы занимаемся со взрослыми. Исправляю свою ошибку.

Во-первых, нужно упомянуть занятия в художественной школе г. Калязина осенью 2008 года. Успех этих уроков вдохновил меня на продолжение в "Пути зерна".

Сначала прошлый год, весна 2010.

На мой взгляд, самое интересное в скульптуре -- это человек и все, что с ним происходит. Это не только мое мнение, недаром подавляющее большинство скульптур в мире изображают людей. Причем, на мой взгляд, и это уже мое собственное мнение, не соответствующее академической точке зрения, лепить человека ничуть не сложнее, чем, например, растения и животных. Так что можно начать курс просто с лепки людей. Я имею в виду, что хорошо слепить человека и собаку примерно одинаково сложно. Но плохо слепленная собака все-таки прокатит как "оригинальная собачка", а к человеку более четкие требования.

И если мы говорим не о полноценном учебном курсе с многочасовыми каждодневными заданиями, а о дилетантском ознакомительном курсе, когда за 2 часа в неделю ученик хочет получить общее представление о скульптуре, то имеет смысл сразу браться за фигуру человека, но, конечно, не с технической стороны, а с "атмосферной".

Например, слепить быстрый этюд на настроение, то есть не углубляясь в детали передать общую ситуацию, атмосферу. Было задание -- человек сидящий, например, усталый турист, присевший на бревно.Такие нахальные задания иногда получаются на удивление живые -- ученик еще не осознал весь объем пластических сложностей, у него за плечами детский опыт лепки человечков, и изображаемая ситуация ему близка и понятна. Турист действительно сидит, он склонился от усталости -- все это читается в этом этюде.

 

После этого можно еще немного поработать на интуиции и общих представлениях. Например, слепить хорошо известный памятник. У нас была довольно приблизительная фотография статуи Свободы, и вот что получилось в результате. Здесь все-таки мне пришлось постоять перед Сашей с вытянутой рукой и фанеркой в другой руке, попросить его постоять так же и почувствовать положение рук.



Но дальше, конечно, нужно было переходить к учебе, чтобы можно было лепить тело не только полностью завернутое в римскую тогу. Для этого я сделал простенькую (можно сказать "обрубовочную") модель сидящего человека, у которого четко обозначены все пропорции, а также локти и колени. Модель -- справа на первом рисунке. Потренировавшись на упрощенной модели, через несколько уроков мы стали лепить друг друга, сидящих за работой в разных позах. Второй рисунок -- человек за гончарным кругом.

 

Белая глина в работе почти ничем не отличается от красной, правда, результат получается менее выразительным и фотогеничным.  Она воспринимается менее "природным материалом", все-таки мы привыкли к стереотипу, что природная глина -- теплых тонов.
Но зато она ближе по тону к человеческому телу, и она меньше нагружает скульптуру своим настроением. Так что, весной мы какое-то время лепили из белой глины. Вот еще наброски на тему "как мы лепим".

 

 

А вот небольшой эскиз на тему двух видов глины.



Эти наброски были довольно грубыми, потому что лепить точно с натуры человеческую фигуру все-таки сложно. Для точной лепки на первом этапе существует натюрморт, например, с простым объектом и тканью. Изучение ткани хорошо еще и тем, что потом ее можно использовать при лепке одежды человека. Первая модель была самая простая -- прямоугольный обрезок доски, на который одним краем наброшено полотенце. Эту композицию можно интерпретировать как плащ, наброшенный на одно плечо.

Как оказалось, труднее всего даются прямые грани и ребра. Здравый смысл подсказывает, что мягкая ткань должна лежать извивающейся линией, а она-то под действием силы тяжести падает вертикально вниз и складывается по прямым линиям.

      

На следующем занятии Саша попробовал использовать эту модель для лепки человека. Перед ним стоял тот же брусок с полотенцем, тему своей работы он сначала сформулировал как "Римский патриций, выступающий на форуме". По ходу работы стало ясно, что висящая у римлянина на плече тряпка по длине не дотягивает до тоги, так что тогу пришлось делать отдельно, а тряпку назвать полотенцем, отправив патриция из форума в термы (бани). В целях устойчивости Саша вытянул руку не вперед, а вбок, как при голосовании не на форуме, а на дороге. И опять не удались отвесно падающие полы ткани -- изгибающийся профиль создавал отчетливое впечатление ветра. Так что, к концу работы произведение называлось "Римский патриций с полотенцем на плече, вышедший в ветренную погоду из терм, чтобы поймать такси".



Я же в это время сделал обрубовочную фигурку тореодора с... очень большим полотенцем через плечо.

 
Маша тоже задумала лепить римлянина, но своими мягкими формами ее работа напоминает скорее русского барина в шубе.



На следующем занятии я обернул вокруг бруска вельветовую ткань, которую удалось сложить в четкие складки, и наши новые персонажи были одеты уже точно в плащи, а не полотенца. Моя фигурка приняла образ японской красавицы.

 

Саша продолжил римскую тему -- патриций со сложенными на груди руками. Достичь четкости ниспадающих линий ему так и не удалось.

 

Машин второй барин получился заметно дороднее первого, а шуба с капюшоном -- гораздо выразительнее.

 

На этом наши занятия весной 2010 закончились. Кроме скульптур мы успели полепить каргопольскую игрушку, вазы и горшки, свободну композицию под музыку, просто свободную композицию, сказку на выбор и что-то еще.

Осень 2010

Осенью я решил ввести в занятия некоторую "теорию" и последовательность -- от фундаментальных вещей ко все более конкретным, и написал программу "Переживание формы и движения в рисунке и лепке". Мы прошли эту программу -- рисовали углем плоскость, шар, деревья, воду, рыб, спирали и кувшины. Потом лепили лепешки, большие шары, деревья и рыб. Показывать здесь все рисунки нет смысла, вот лишь некоторые.

Дерево -- это растущая форма, она появляется из ничего и растет в соответствии со своим характером -- плавно и свободно (ветла), медленно и с усилием (дуб), быстро и дружно (сосна).

 

Форма рыбы определяется средой, в которой она существует. Среда плотная, рыба протискивается между струями воды, ее форма заполняет собой пустоты в нарисованной воде.

 

Кувшин -- форма вращения. Мы покрутили руками в воздухе, потом перенесли это вращение на бумагу.

 

Ну, а потом приступили к лепке кувшинов из жгутов. Справа мой кувшин, слева -- ученические. Сейчас они в стадии глазурования, ждут второго обжига. Помимо ручной лепки мы пробуем и гончарный круг, но сделать на нем что-либо подобное без подготовки невозможно. 

 

Вазами и кувшинами мы занимались почти месяц, так что теперь думаю перейти опять пластике, например, к животным.







  • 1
а сколько стоят занятия и что с собой надо принести ?

Стоят 2500 в месяц, приносить ничего не надо.

Здравствуйте! Можно ли в Москве купить Вашу книгу "Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества" (увидела ее на сайте питерского издательства) и где? Спасибо.

Где купить -- вопросы к издательству. Думаю, она будет в обычных магазинах. Книга только что вышла. Вы первый, кто мне сказал, что она уже висит на сайте. Сейчас пойду посмотрю.

Алексей, очень радостно найти вас и такие занятия (где лепят не только горшки;)
Скажите пожалуйста, можно ли присоединиться к группе в апреле?

Ольга, к сожалению, присоединиться нельзя, группы больше нет. Мы занимались с сентября, но я мало внимания уделил рекламе, и собралось всего 6 человек. К марту осталось 2, и я уже устал от глины, сейчас продолжать эти занятия нет сил. Может быть, в следующем учебном году.

Сейчас я в основном занимаюсь деревянными игрушками. То, что уже есть, вывешиваю вот сюда : http://www.livemaster.ru/alelchuk. И здесь в ЖЖ тоже начну давать фотки. А летом вообще буду делать только игрушки, так что если у вас есть какие-нибудь идеи или пожелания -- пишите.

Игрушки вы делаете замечательные, но все же про глину очень жаль! Потому что нужна именно лепка и именно с Вами.
Если все же решите продолжать взрослые занятия (может быть, в следующем году), могу попробовать найти еще несколько человек в группу.

На самом деле мне периодически пишут те, кто вроде бы хотят прийти на этот курс, но никак не могут собраться. Может быть, сделать интенсивный курс летом -- для тех, кто остался в Москве. В середине июня скажем 6 вечеров за две недели.

а для детей в июне возможны занятия?

Регулярные занятия нет -- опыт показывает, что детей приходит очень мало. Но хочу попробовать объявить разовый или двух-трехразовый семинар -- для детей и родителей. В основном для родителей -- показать мой подход к игре в глину, чтобы родители могли дома или на даче сами его использовать. На днях сформулирую все это хорошенько и где-нибудь порекламирую идею.

Алексей, с интенсивным курсом интересная идея. Правда, про лето мне пока сложно сориентироваться по времени (не знаю, будем ли мы в Москве), но буду следить за вашими новостями, чтобы вовремя узнать о начале курса и спланировать.
А семинар для родителей и детей, о котором вы ниже пишете, будет рассчитан на какой возраст детей?

как жаль, что занятий по глине не будет, а мы тоже хотели присоединиться.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account