привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Столярка: продолжение
привет
alelchuk
По четвергам продолжаем строгать и пилить.

Очень трудно четко определить, что в этих занятиях детям важнее -- процесс или результат. С одной стороны, они хотят сделать конкретную вещь. У них есть определенный выбор, что именно делать. Я этот выбор сознательно ограничиваю, в основном потому, что не могу уследить за всеми возможными поделками -- подготовить материал, придумать доступную технологию, вовремя помогать. Удобнее всего было бы делать всем одно и то же -- настругал одинаковых заготовок, повесил чертеж на стену и спи-отдыхай. Так было в советской школе. Минус очевиден -- даже если тема хорошая, то все равно она не может быть интересна всем детям, и часть из них работает без энтузиазма. Менее очевидный минус, что у детей мало поводов проявить творчество -- во-первых, оно запрещено, во-вторых, ничего особенно и не приходит в голову, если все вокруг делают то же, что и ты.

В вальдорфской системе, в общем, примерно то же самое, только набор тем другой. Во главу угла ставится не технология и точность, а гармония и чувство. Это гораздо ближе к реальной потребности детей, но все равно подразумевает определенную уравниловку -- считается, что всем детям в определенном возрасте нужно освоить одни и те же темы и операции. На самом деле, если подходить в работе разумно, то так оно и получается -- в конце концов, за определенный промежуток времени (полгода-год) почти все дети изготавливают примерно один и тот же набор поделок. Вариации незначительны, особенно, если они работают рядом и заражают друг друга своими успехами и энтузиазмом. Конкретная последовательность, в которой ребенок сделает эти поделки (сначала скворечник, потом корабль, потом меч, или сначала корабль, потом скворечник, а потом щит) -- не важна, и это именно то, что можно дать детям для свободного выбора.
 
Так что, я решил идти средним курсом -- задать несколько тем на выбор, к которым я сам готов -- есть готовая модель, есть материалы, тип работы примерно один и тот же. Например, сейчас я настроился на работу пилой, рубанком, напильником. Материал -- доски и бруски, скрепление -- гвозди, клей. Никакой резьбы, никакого выдалбливания, никаких мелких работ. Соответственные и темы.
Вначале я сказал, что делать можно скворечники или корабли. Скворечники делались строго по одному шаблону, а по кораблям была базовая модель, в которой было видно, как сделать корпус, надстройки, борта, мачты, паруса. Каждый сам решал, какой у него будет корабль. Пару занятий этого разнообразия детям хватало. Потом кто-то робко спросил, можно ли сделать меч, и получил разрешение. Потом добавились кроватка, домик, что-то еще. Потом я добавил в темы гусли, летающий пропеллер, рыцарский щит. Все это, в принципе, делается теми же инструментами из того же типа материалов, и требует примерно такой же умелости.

Итак, выбор у детей есть, и некоторые довольно долго думают, что бы им сделать. Делают вещи очень осознанно. Некоторым почти все равно, что делать, лишь бы что-то делать. Некоторые вообще начинают что-то строгать или пилить, но не могут четко сказать, что это будет. Ариша так и говорит: "пока не знаю". Правда, она маленькая, ей 6 лет. А часто детям нравится совершать определенную операцию, например, пилить, или заколачивать гвоздь, или заострять палку ножом или рубанком, и они выбирают соответствующую поделку.

В любом случае, очень интересно наблюдать за сосредоточенной работой. Антипа выпиливает ручку у биты для крокета.

  

  

Ролан заканчивает трость с набалдашником -- подтачивает конец трости, чтобы надеть на нее набалдашник. До этого он три занятия упорно обстругивал и обтачивал то и другое.

  

Продолжение следует.

?

Log in

No account? Create an account