привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Тележка и тачка
привет
alelchuk
И вот -- тележка и тачка сданы на полевые испытания в детсад.

  

Конструкцию и технологию я более-менее отработал, так что скоро начну делать их для всех желающих.

А пока -- немного рассуждений и фотографий.

Первоначально возникла идея сделать тележку -- большую, деревянную, для перевозки песка, игрушек и детей. С деревянными колесами. Я видел такую тележку в Германии у своей сестры, она воспитывала детей по вальдорфской системе, и вместо нормальной коляски у нее была тачка. Размером примерно с коляску, но ниже, деревянная с длинной ручкой. Конечно, это был спартанский вариант -- и для детей и для мамы. Я все-таки решил сделать просто дворовую игрушку, но большую и прочную. Стал пилить колеса, подумал, что хорошо бы после тележки сделать еще и тачку и, как водится, сделал сначала тачку.


В чем суть тачки? В простоте и естественности конструкции. Это просто ящик на ручках, и ручки с одной стороны опираются о колесо.  Вот, например, картина "Ремонтные работы на железной дороге" Савицкого, висит в Третьяковке. Здесь видно, что тачек много, они очень простые, и очень эффективные. Сделаны, по-видимому, из подручного материала, разве что колесо и ось должны были быть железные. Причем, колесо могло быть очень маленьким, или даже деревянным роликом, потому что по всему пути следования тачек проложены доски. Обратите внимание на лямку, привязанную к ручкам и перекинутую через плечи -- нагрузка с рук перераспределяется на спину. Мальчик помогает -- тянет тачку спереди за лямку.

То есть, тачку можно считать архетипом -- базовой конструкцией для перевозки грузов на малые расстояния. Это обобщенный образ транспортировки, в котором участвует простейшая конструкция и все тело человека -- нужно поднять руками и спиной, пойти ногами и еще удерживать равновесие на одном колесе. Все эти движения делать удобно, усилия прикладываются эффективно. В этом качестве тачка и нужна в детских играх -- чтобы образ транспортировки запечатлеваться в детском сознании именно в этом виде -- через простейшую конструкцию и правильное физическое усилие.

Вот что у меня получилось:

  

  

Крепкий короб, прикрученный к двум ручкам. Спереди к этим же ручкам приделано колесо. С колесом и втулкой пришлось повозиться. Само колесо просто выпилено из 5-сантиметровой доски. В дырку вставлена втулка -- отрезок водопроводной трубы. Ось -- шпилька М14, которая чуть меньше диаметром, чем труба, и хорошо в ней вращается. Ось закреплена на раме гайками; с каждой стороны внутри -- пара гаек с пружинной шайбой, снаружи -- одна самоконтрящаяся гайка. Стойки широкие и прочные, внизу они соединены бруском. По высоте как раз такие, чтобы не нужно было сильно нагибаться, когда ставишь тачку на землю.

Теперь обсудим телегу. Это тоже архетип -- общий образ транспортировки с помощью некоей внешней тяги, например, лошади.



Вообще, образ телеги с лошадью очень важен для ребенка, и он не заменяется полностью автомобилем. Груз, который нужно везти, и движущая сила, которая этот груз везет, в телеге разделены, ребенок осознает их по отдельности. В машине движущая сила скрыта, она не участвует явно в играх, ее нельзя взять в руки, почувствовать. Кроме того, ребенку важно перевоплощаться в образы, которые он переживает. Он может перевоплотиться в движущую силу -- тащит тележку. Играя с машиной, он не имеет такой возможности.

Вот стандартные телеги, которые еще и сейчас ходят в российской глубинке:
 
Второй вариант, с плоским кузовом, я встречал чаще, но для детских игр все-таки важен объем. Так что за прототип нужно брать телегу с бортами. Колеса со спицами трудно сделать, да и незачем такие подробности. Но все-таки они должны быть деревянные. Итак, получилась вот такая тележка:

  

Простейшая рамная конструкция из доски и бруска. Никакой ручки -- просто пеньковая веревка. Она достаточно длинная, так что можно за нее тянуть руками, а можно впрячься в нее как лошадка. Оси -- те же шпильки М14, в отверстиях колес -- втулки из трубы. Снаружи отверстие в колесе рассверлено, чтобы гайка не торчала наружу. Ось неподвижно закреплена на раме гайками с пружинными шайбами, а втулка ограничена на оси двумя гайками с пружинной шайбой изнутри и самоконтрящейся гайкой снаружи.
Самоконтрящаяся гайка -- для эстетики, но внутрь ее очень долго и тяжело закручивать.

  

И вот как эта тележка работает. Дырки сзади -- это неудачный вариант крепления для веревки. Но, кажется, они ничуть не мешают, а, наоборот, придают образу некоторый колорит. Думаю оставить -- песок из них не высыпается, зато можно за них что-нибудь еще сзади привязывать.

     

  

Людей тележка перевозит тоже вполне успешно.

  

Вот так.
Метки:

  • 1
Здорово-то как! Всё очень нравится!:-)
И спасибо за рассказ о процессе воплощения идеи!

А ещё большое спасибо за наши фотографии, Алексей!:-)

Очень интересные идеи!
Тачку наверно можно еще вместо пластмассовых колясочек катать.

Э-э, мне кажется, это разные целевые аудитории - те, кто катает пластмассовые колясочки, и те, кто катает деревянную тачку. Кукла для этой тачки тоже спартанкой должна быть :-)

Я вижу и мальчики катают колясочки , ну видимо потому что аналога нет.
Вообщем мне ваши игрушки больше по душе. Идея класс.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account