привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Рыцарский турнир 6 классов вальдорфских школ России
привет
alelchuk

Москва, школа «Путь зерна», 6-12 июня.
Рыцарский турнир для 6 классов – проживание эпохи Средневековья.
Участвовали классы из Владимира, Казани, Санкт-Петербурга.



Фотографии последнего дня здесь: http://putzerna.ru/wp/?p=67.
Видео поединков здесь: http://www.youtube.com/watch?v=rsjrc4FZPlM

Фотографии остальных дней и мероприятий должны быть у гостей из других городов. Прошу их откликнуться и опубликовать снимки или прислать нам.

Я не могу описать весь турнир, потому что участвовал только в некоторых вещах, а остального не видел. Напишу о том, что видел. Я веду некоторые занятия по ремеслу в «Пути зерна», на турнире делал с ребятами мечи и щиты, а потом судил бои.

Главное впечатление – это было классно. Хорошо получилось, и хорошо, что все это вообще получилось. Инициатором и главным организатором турнира была Наталья Германовна Сеник, классный учитель 4 (окончившего) класса и учитель истории. Спасибо ей за это огромное. Собственно, делали турнир многие учителя нашей школы и родители 6 класса, помогали гости из других школ, но энергия и инициатива исходили от нее.

Зимой она провела такой турнир в нашем 6 классе в рамках эпохи Средневековья. Получилось очень здорово, поэтому решили повторить в большем масштабе. Есть желание продолжать эту традицию и дальше по аналогии с Олимпийскими играми для 5 класса.

Теперь собственно о турнире.
Идея состояла в том, чтобы за несколько дней ребята прожили некоторые связанные со Средневековьем вещи – рыцарское ремесло и боевое искусство у мальчиков, женское рукоделие у девочек, благородные отношения между рыцарями и дамами, и так далее. Последний день – турнир и бал, на котором демонстрировались полученные умения. Мальчики четыре дня делали мечи и щиты, учились правильно двигаться в бою, девочки шили платья и пояса, и кроме того, и мальчики и девочки лепили из глины средневековые замки. Это была обязательная для всех программа до обеда. После обеда проводились рукодельные мастерские по желанию, игры и мероприятия на общение, раскрытие внутреннего мира и так далее. Про это, надеюсь, напишет кто-нибудь из тех, кто это делал.

Я делал с ребятами мечи и щиты. Конструкцию того и другого я доработал по сравнению с зимним турниром, и сейчас она кажется мне оптимальной. На фотографиях и видео они видны достаточно ясно, расскажу о процессе производства.

Меч и щит делаются из простых доступных современных материалов доступными для мальчишек инструментами и приемами. Ребята осваивают базовые приемы работы и конструктивные решения, которые потом могут применять самостоятельно в жизни. Кроме того, эти мечи и щиты в целом отражают историческую конструкцию оружия. Работать нам приходилось быстро, времени было в обрез. Все операции должны были производиться быстро и точно. В принципе, это не соответствует вальдорофскому подходу к ремеслу, где приветствуется медленное вдумчивое многократное повторение движений. Но мне мой подход кажется правильным для этого возраста. Подросткам важен результат, с одной стороны, а с другой – у них все же нет терпения работать долго и скрупулезно. У большинства нет, и это нормально. Разумная штурмовщина – это самый рабочий режим для подростка, когда ограниченное время заставляет его напрягаться внутренне, осознанно выполнять операции и не позволяет ему расслабиться и отвлечься на глупости. И, конечно, важно дать ему делать правильные операции, в нашем случае это было строгание прямых и изогнутых линий рубанком, ошкуривание, отмеривание и сплачивание дощечек, обрезание формы щита.

Меч делался из рейки 20 на 50 мм длиной 60 см вместе с ручкой. Такой короткий меч удобнее в бою, по крайней мере, в учебном. Пилами отпиливали и заостряли рейку, рубанком стесывали края, кто на сколько сумеет и посчитает нужным. Защиту рук делали из той же рейки, дырку высверливали на сверлильном станке и доводили до формы рукоятки напильником. Фиксировали гвоздями. Практика показала, что для меча нужно брать обязательно сосну (не ель), она крепче. Мечи из ели ломались в бою от сильных ударов.

Щит набирался из вагонки и обтягивался гофрокартоном. Это в принципе соответствует старинным щитам, склеенным из отдельных дощечек и обтянутых кожей или металлом. Его габариты были стандартными – 5 дощечек по 60 см, но каждый мог сделать форму по своему вкусу. Потом из той же рейки 20 на 50 мм отрезали 2 поперечины по 40 см, закругляли пилой и рубанком и приколачивали к ним гвоздями вагонку. Щит получался красивой выпуклой формы. Потом шурупами по руке прикручивали ремни из брезентовой стропы. Гофрокартон прикрепляли пистолетом-степлером. Потом на лицевой стороне мальчишки сами рисовали гербы обычными детскими акварельными красками.

На всю эту работу у нас ушло примерно 5 часовых занятий – 4 запланированных и около часа дополнительных заходов в мастерскую и доделок. В следующий раз имеет смысл изначально выделить на эту работу 5-6 занятий.

Все ребята работали с явным энтузиазмом, никаких проблем с дисциплиной я не замечал. Все-таки, мотивация – великое дело. Приятно было, что те, кто успевал сделать свою работу раньше, охотно помогали отстающим. Травматизм свелся к двум-трем порезам ножом и пилой, от которых было больше пользы, чем вреда.

С судейством боев получилось тоже очень удачно, честно говоря, я этого не ожидал. Сначала мы не могли решить, по каким принципам судить, я боялся, что не получится объективно оценивать победу. В зимнем турнире победа засчитывалась за три касания, в результате мальчишки дубасили друг друга и тыкали мечами. Это было некрасиво, непедагогично и опасно. В этот раз решили во главу угла поставить правильность движения. На занятиях по движению наша ведущая занятий по ботмеровской гимнастике Ольга Вязанкина показывала им правильное движение – замах-шаг-удар. Причем удар или по ногам, или по щиту, или с другой стороны щита. В таком движении, конечно, больше педагогического смысла, чем боевого, но ребят это устраивало. В бою очко засчитывалось за правильно проведенное движение, ну и за касание тоже. В голову бить нельзя, колоть нельзя. Поэтому не было никакого травматизма. Зато огромную роль играло умение двигаться, наступательный дух и умение не отступать, держать удар. Собственно, это свойства и важно выявить и подчеркнуть в этом возрасте, а не правильные фехтовальные приемы.

Каждый бой длился две минуты, и за это время почти всегда становилось очевидно, кто сильнее. Приятно было видеть, что ребята честно соглашаются со своим поражением, жмут друг другу руки после боя. В целом было много сильных бойцов, жалко, что многие достойные не попали в финальные бои. В полуфинал справедливо вышли двое самых активных бойцов – наши Артем Астахов и Илья Шилов, и двое самых «прочных на удар», выносливых – гости Сергей из Владимира и Карим из Казани. В целом, наши ребята имели явное преимущество за счет того, что зимой уже прошли такую же подготовку и такие же бои.

В общем, это было очень красивое зрелище снаружи и глубокое переживание изнутри. Многие ребята раскрыли в себе новые душевные качества за эту неделю, завязались знакомства, дружбы, переписка. Ну и, наверно, они почувствовали немного дух Средневековья.

Из неприятных моментов была разве что неразбериха с расписанием в среду, когда пришлось вставлять в утренние занятия мастерскую по изготовлению кольчуг. Кроме того, я сам не рассчитал время, необходимое на изготовление меча и щита. Часть ребят работала в слишком быстром для них темпе, какие-то вещи остались непрочувствованными.

В будущем хотелось бы заранее, еще весной, обговаривать с участниками программу. Вероятно, имеет смысл в каждой школе проводить зимой какую-то подготовку, привозить что-то с собой – вещи, материалы, мастерские, выступления. И чтобы каждый взрослый из других школ сразу включался в общую работу, знал, что ему делать. Причем, хотелось бы, чтобы это были не родители детей, а учителя школы. При этом мы не будем в нашей школе проводить такой полный турнир зимой, как сделали в этом году, чтобы наши и другие ребята были в равных условиях на общем турнире.

?

Log in

No account? Create an account