привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Вальдорфская педагогика -- воспитание к свободе
привет
alelchuk
На днях обсуждали с мамами, что делать с ребенком-дошкольником, как его развивать. Мое мнение -- не нужно его развивать, он сам развивается, нужно создать ему для этого правильную обстановку. Конечно, я не сам это придумал. Идея развивающего пространства уже высказывается многими умными людьми, а в вальдорфской педагогике эта идея полностью воплощена в целостную систему воспитания и обучения от 0 до 21 года. И эта система успешно работает уже более 90 лет.

Когда речь идет о вальдорфской педагогике, люди начинают приводить разные аргументы "за" и "против", причем обычно это внешние вещи -- какие-то конкретные фишки, которые они услышали или увидели в конкретной школе. "У них много ремесла", "они такие свободные и творческие", "там везде ангелы", "они не пишут до 8 лет", "они дают детям всего три цвета для рисования", "они не могут поступить в институт" -- и вот люди спорят. При том, что пишут прекрасно, ангелы не везде, цветов для рисования достаточно, а в институт поступают не хуже других, ну и действительно много ремесла, свободы и творчества.

Но все равно, о самом главном в вальдорфской педагогике мало кто знает. В том числе и потому, что негде особенно прочитать. Поэтому выкладываю здесь статью "Воспитание к свободе", которую написала моя жена Алла Колесникова. Она в 1998 году основала с друзьями школу "Путь зерна" и с тех пор ею руководит.

Статья была написана по просьбе журнала "Домашний ребенок" и в сокращенном виде вышла в 15 номере.


Воспитание к свободе
Алла Колесникова, директор и учитель истории, вальдорфская школа "Путь зерна", г. Москва


Вальдорфскую педагогику справедливо принято относить к системам «свободного воспитания». Так, первая вальдорфская школа в Штутгарте называлась «Свободная вальдорфская школа». Т.е. слово «свобода» было с самого начала заявлено основателями системы. Термин «свободное воспитание», появившийся в начале ХХ века стал особенно популярен в наше время. Но если опираться только на сам термин, то многое оказывается неясным. Свобода в воспитании – это свобода кого и от чего: ребенка? педагога? Или это свобода от воспитания вообще? Зачем вообще нужна человеку свобода и если нужна, то что значит быть свободным и как к этому придти?


Современный человек очень сильно желает быть свободным, по крайней мере внешне.

Традиционно свободу понимают или как свободу выбора («хочу халву ем, хочу – пряники») или как отсутствие навязанной чужой воли (поступаю в соответствии со своим пониманием). Определена даже граница свободы отдельного человека – это свобода другого. Но, пожалуй, главное – зачем нужна эта самая свобода – часто остается непонятым. Отсюда и общая невротизация нашего времени, когда человек вроде бы и свободен, и денег у него достаточно, но устойчивым лейтмотивом его жизни почему-то становится депрессия и потеря целей, ценностей и идеалов. Пустота и старческое слабоумие как жизненный итог. Ощущение собственной ненужности.  К счастью, это происходит не со всеми, но то, что в наш материальный век с его законодательно закрепленными правами (свободами) человека в ощущении этой самой свободы ускользает что-то очень существенное – очевидный факт. Этот факт подтверждается наличием огромного количества различных психологических теорий, служб, цель которых примерно одна и та же – вернуть человеку смысл собственного бытия.

И вот в это невротичное время, полное зависимостей, растет популярность «свободного воспитания». Отчасти потому, что человек в поиске этого самого правильного ощущения свободы погружается все глубже и глубже. Может, надо просто раньше начинать быть свободным и тогда можно избежать депрессии во взрослом возрасте и прожить жизнь, полную смысла и ощутить от нее удовлетворение? Сейчас даже подробно исследованы внутриутробная и младенческая жизнь в связи с их влиянием на дальнейшую жизнь человека.

Но если оставаться в рамках материальной картины мира, то раннее начало свободы приведет примерно к тому же самому. Пожалуй, главным здесь является ответ на вопрос – кто такой Человек? Каковы его задачи? От ответа зависит – поможет нам свободное воспитание стать свободным или нет. Ведь свободу со времен Французской революции предлагают разные люди и под разными флагами (например, Карл Маркс и Лев Толстой). Несмотря на сомнительные результаты их деятельности, надо сказать, что цель была примерно одна у всех – освободить человека для его же собственного блага, для его развития как человека.

Т.е., все радетели свободы так или иначе приходят к тому, что Человек – главная ценность этого мира. Именно поэтому он должен быть свободен. Но общее депрессивное состояние современного общества говорит о том, что в понимании Человека тоже что-то не так. Примитивное понимание – «царь природы», и даже сложное -- «био-психо-социальное существо», уже не удовлетворяют.

Конечно, поскольку все мы свободные люди, то каждый может сказать – это следует понимать так, а это вот так. Но именно потому, что мы свободны в том числе в своих убеждениях, то обращаясь к свободному воспитанию, мы  тоже осуществляем некий сознательный выбор и прежде всего в главных вопросах. Кто такой ЧЕЛОВЕК? Каковы его задачи? Что значит «быть свободным»? Зачем нужно быть свободным?

А отсюда  - как придти к этой самой свободе, или она есть изначально?

У Рудольфа Штайнера есть совершенно определенные ответы на данные вопросы. Именно системный философский взгляд на Человека и Общество (антропософия) сделал возможным появление такого «свободного воспитания» как вальдорфская педагогика.

Конечно, в рамках небольшой статьи разъяснить объективно данный Штайнером образ Человека и его отношения со свободой довольно трудно. Предвижу, что то, что будет сказано далее, вызовет много вопросов. Но без краткого изложения хотя бы этого бессмысленно говорить о свободном воспитании в вальдорфе. Давая эти пояснения, я опираюсь на книгу Бернарда Ливехуда «Кризисы жизни - шансы жизни», где он развивает идеи Штайнера о Человеке в контексте реализации Человеком своей биографии как реализации собственной задачи.

Итак, Человек – единство тела, души и духа. Развитие человека происходит в каждой из этих сфер, в очевидной взаимосвязи между ними, т.к. все это – Человек. Физическое тело – результат длительной биологической эволюции, законам которой оно подчиняется. Соответственно, оно проходит в развитии фазу подъема и упадка (распада). Из высших сфер Божественно–Духовного мира человек приходит как Дух. Именно Дух воспринимается нами как собственное более высокое «Я», придающее сознательно или бессознательно направление нашей жизни, именно он смотрит в будущее и стремиться к свободе. Именно благодаря Духу человек ищет свой собственный путь, несмотря на инстинкты, влечения, среду и воспитание. Между Духом и Телом располагается Душа, приходящая в этот мир вместе с Духом,  задача которой – переживать инстинкты и желания из биологического тела, и ценности, нормы и духовные цели, собственный внутренний мир, приходящие из духовных сфер. Именно в сфере души человек предстает как человек здесь и сейчас. Т.е. душа направлена или во впечатления внешнего мира (цвет, форма и т.д.) или внутрь – внутренние переживания, воспоминания, мысли. Жизненная цель, поставленная духом, может переживаться душой как призвание, как жизненный путь.

Таким образом, цель человека -- реализовать свой жизненный путь, решить именно свои собственные задачи развития. При этом цель развития может быть такова, что ее невозможно решить в рамках одной жизни. И поэтому человек инкарнируется многократно, чтобы развиваясь, становиться все более совершенным (т.е. развивать себя) и, с другой стороны, сохранять при этом интерес и открытость по отношению к другим людям.

Беседуя с учителями первой Свободной вальдорфской школы о задачах современного воспитания, Штайнер, описал исторически путь развития человека и развития воспитания. Он сказал буквально следующее: «…что мы наблюдаем в Новое время? Внешне человек утратил доверие к традиции (имеется в виду – Средневековье), внутренне же он стремится к тому, чтобы стать свободным существом, которое постоянно желает сохранять независимую позицию по отношению к жизни». Т.е., человек должен придти к свободе как к некой способности. Способности смочь что-то сделать или оставить как есть. Способности сохранять независимую позицию по отношению к жизни. А также придти к любви – как к способности заинтересованно и открыто отнестись к явлениям окружающего мира и другим людям.

Быть свободным - значит сохранять независимую позицию по отношению к жизни. Как привести человека к этой самой свободе? Надо ли его вести или пусть идет сам – он же свободен? Из ответов эти вопросы и  складывается педагогическая система вальдорфской школы.

Может быть, маленький ребенок тоже нуждается в независимой позиции по отношению к жизни? С таким мнением часто приходится иметь дело в отношениях с родителями детского сада. Например, мама, считая, что она поддерживает в ребенке свободу, все время спрашивает его – что он хочет сегодня одеть, съесть, куда пойти и т.д. В результате ребенка в 20-градусный мороз приводят в детский сад в тонких капроновых колготках («Сонечка так захотела»).

К свободе и любви как к способностям надо придти, их надо приобретать, а в этом приобретении часто оказываются такие вещи, которые плохо совместимы со свободой. Например, человек хочет работать продавцом, а для этого надо научиться считать и еще сдать какой-нибудь экзамен. Хотение – внутренняя свобода, экзамен – требование внешнего мира.

Как же тогда воспитывать ребенка? Заставлять? Самоустраниться? Обо всем спрашивать – чего он хочет?

Минусы всех подобных вещей давно известны. Авторитарность подавляет всякую инициативу и свободу, самоустранение взрослого рождает в ребенке неуверенность в себе, нервозность, страх. Бесконечное спрашивание ведет к тому, что ребенок теряет всякие ориентиры – что хорошо, а что плохо, становится недоверчивым и противоречивым, т.к. он попросту еще многого не знает. Даже того, что в мороз можно замерзнуть.

Тем и ценны завоевания систем «свободного воспитания», что они смогли найти такие методы взращивания человека, которые позволяют, избегая крайностей, привести его к обретению способности свободы и любви. Эти методы построены на глубоком знании Человека, законов его развития. Зная их, можно просто в нужное время предлагать человеку нужные вещи, и тогда они не будут вызывать сопротивления, а значит, не будут навязыванием чужой воли. Эти законы в свое время были даны Рудольфом Штайнером, а позднее подтверждены исследованиями психологии.

Сегодня только ленивый не говорит об учете возрастных особенностей в обучении и воспитании. Прежде чем человек сможет полноценно реализовывать свою жизненную задачу, он должен развить в себе необходимые качества, приобрести некоторые инструменты. Он должен сделать свои тело, душу и дух, способными к решению основной задачи. В каждом из членов человека живет необходимый инструмент. В физическом теле – воля, в душе – чувства, в духе - мышление. Именно развитие воли, чувства и мышления в правильной последовательности и одновременно в целостности  и позволяет к 21 году стать человеку готовым к встрече со своей жизненной задачей. Возможно, что осознает он ее к 40 годам, но впервые столкнется с ней скорее всего примерно после окончания школы, в возрасте около 20 лет.

Р. Штайнер указал, что если человеку в определенном возрасте не дать правильного развития, решая какие-то другие задачи (например, развивая у дошкольника абстрактное мышление), то можно нарушить все развитие человека, и он так и не придет к реализации своей жизненной цели.

Правильное развитие, согласно Штайнеру, а также данным современной психологии, предполагает, что первые 7 лет человек строит свое физическое тело. Сегодня известно, что некоторые отделы мозга формируются вплоть до 10 лет. Это не значит, что ребенка усиленно закаляют или заставляют заниматься спортом. Ребенку просто позволяют быть собой, т.е маленьким ребенком – бегать, прыгать и лазать где, как и сколько ему вздумается. Маленький ребенок весь живет в движении, потому что и чувствует, и думает он пока телом. Первая его реакция в ответ на какое-то событие – действие. По-другому он не может. Он еще не научился сначала подумать, а потом делать. Или можно вспомнить, как дети слушают сказку – открыв рот, потому что слушают и переживают ее действие всем телом. 

Поэтому, развивая ребенка, воспитатели вальдорфского детского сада, опираются на те качества возраста, которые являются ведущими. У дошкольника это – подражание и игра. Все, что необходимо сделать – это создать вокруг ребенка правильную среду для подражания и достаточное и безопасное место для игры. И тогда можно предоставить ребенку полную свободу. Если есть правильный пример поведения взрослого, то многие положительные привычки сформируются у ребенка сами собой, безо всякого принуждения. Например, перед завтраком следует мыть руки. Вместо слов об этом, воспитатель просто идет сам мыть руки, напевая при этом простую песенку. Привлеченные песенкой дети хотят посмотреть, что же делает воспитатель, а затем из чувства подражания тоже моют руки. Если воспитатель рисует или лепит или шьет, то дети тоже подключаются к его работе, потому что хотят делать как взрослые.

Таким образом, от воспитателя, от того, каков он, как двигается, говорит, чем занят в течение дня, зависит, что воспримет ребенок. Поэтому ко взрослым в вальдорфской педагогике предъявляются весьма высокие требования. Трудно представить себе вальдорфскую садовницу, которая вместо занятий искусством или рукоделием в течение дня смотрела бы телевизор.

После 7 лет процессы развития в теле завершаются и силы, которые уходили на это, теперь могут быть перенаправлены на обучение.

После 7 лет в ребенке возникает потребность в представлениях о мире, у него хорошая память, сила воображения, он ищет авторитетного взрослого, через душевную связь с которым он мог бы познавать мир. Т.е. он ищет учителя. Поскольку в этом возрасте ребенок скорее переживает душевно все, что ему открывается, в том числе и знания, то Обучение так и построено. Знания даются ребенку так, что он их Проживает, связывается с ними душевно, т.е. делает их своими. Этому помогает преподавание с помощью образов. На этом этапе ребенок не имеет такой свободы как в детском саду. Все учебные предметы в школе для него обязательны, он не выбирает. Но зато свобода нужна учителю, чтобы быстро и правильно реагировать на учебные и душевные запросы ребенка. Если предлагаемый учителем материал в выбранной форме преподавания не отзывается в ребенке, то учитель должен иметь возможность перестроить как форму подачи, так, возможно, изменить и сам учебный материал. Ребенку должно быть интересно учиться, тогда он не будет воспринимать обучение как насилие. Самое главное – сохранение душевного контакта учителя и ученика.

Примерно с 10-12 лет начинает формироваться потребность в критическом абстрактном мышлении, которая к 14 годам достигает зрелости. Теперь ребенок не хочет связываться душой с получаемыми знаниями, он хочет узнавать о таких законах мира, которые действуют и сохраняют свою силу независимо от человека. Он готов к способности выносить суждения. Любые, поскольку он свободен. Он также получает первую возможность самостоятельно выбрать, изучить и представить практически какой-либо вопрос. Дети этого возраста выполняют проектные работы с обязательной практической частью. Например, они могут исследовать вопрос о том, как снимаются фильмы и сами снять и  представить свой фильм. Способность к независимым суждениям является свойством духа.

Примерно к 21 году тело, душа и дух приобретают некое равновесие, позволяющее человеку с помощью полученных за предыдущий период инструментов (здоровье, образование, богатые чувства) двинуться к истиной свободе. Теперь человек готов реализовывать цель своей жизни и одновременно стремиться сохранять независимость по отношению к этой самой жизни.

Приведенное выше описание вальдорфской педагогики не раскрывает многих ее существенных сторон и возможностей. Хотелось обратить внимание только на то, как она влияет на главное в вопросе Свободы Человека. Каждый этап вальдорфского воспитания предполагает свой подход к свободе ребенка. Эта свобода ему безусловно предоставляется, но в той мере и форме, которая соответствует его возможности справляться с данным объемом свободы в определенном возрасте. О том, как это выглядит на практике, написаны целые педагогические труды. Даже для краткого изложения потребовалось бы несколько страниц текста.

Нас могут спросить, откуда мы знаем, что ребенку в определенном возрасте нужно именно это, а не что-нибудь другое. Почему, например, раннее обучение – плохо, а в средней школе надо изучать все предметы обязательно, а не по выбору?

Выше уже говорилось о законах душевной жизни, которые раскрыл Рудольф Штайнер, но кроме своего знания, он предложил очень простой и действенный инструмент воспитания, позволяющий также тщательно подойти к ребенку, а именно – наблюдение. Очень тщательное и подробное наблюдение за детьми может дать полное понимание того, как должно растить на определенном возрастном этапе именно этого определенного ребенка. Иначе говоря, понять, что и в какой момент для ребенка естественно. Такие наблюдения за детьми и затем их совместное обсуждение педагогами – еженедельная часть работы вальдорфских педагогов, как в детском саду, так и в школе.

Вальдорфская педагогика существует уже более 90 лет и имеет обобщение этих наблюдений за этот период. Она наблюдает не только ребенка от рождения до 21 года, но и взрослого человека. Что с ним происходит во взрослой жизни, если  в детстве он получил определенный опыт, как это сказывается на его взрослом развитии.

Результаты этих наблюдений изложены в виде научных исследований, признанных в традиционной психологии и педагогике. Остается надеяться, что рано или поздно и традиционная наука придет к взгляду на человека как на душевно-духовное существо.




  • 1
Вальдорф -- это и есть теория поэтапного обучения. Основная идея вальдорфа -- каждому возрасту свои задачи и методы.

Макаренко читали и любим нежно. "Педагогическая поэма" -- настольная книга для каждого, кто работает с подростками. Дальнейшие его книги, к сожалению, слишком уже проникнуты советской идеологией.



Edited at 2012-11-15 18:40 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account