привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Домашняя столярная мастерская -- общий смысл занятий
привет
alelchuk
Ага! Наконец-то я добрался до темы домашней столярной мастерской. О том, как в домашних условиях организовать для ребенка возможность пилить, колотить и делать своими руками простые и понятные вещи из дерева.

Писать буду понемногу, и постепенно, наверно, из этого сложится какая-то общая картина. Пока что буду писать довольно конспективно и рассчитывать на то, что вы сами купите все инструменты и материалы. А со временем (ближе к зиме) можно будет организовать закупку и отправку готовых комплектов инструментов, придумать верстачок, даже досочки правильные можно поставлять.

Сейчас в ЖЖ я напишу несколько страниц перед тем, как все разъедутся по дачам. Кому-то мои записи помогут что-то делать уже этим летом. А за это время я подготовлю более подробные материалы, которые начну выкладывать осенью. И думаю, что можно организовать клуб вопросов и ответов, в котором я буду предлагать разные конструкции поделок, а вы -- выяснять непонятные вещи, предлагать свои идеи и показывать, что получается. Что-то похожее на видео-семинар по игре в глину.

DSC07173

Идея та же, что и в игре в глину. Работа с деревом для младших школьников -- это не профориентация, не будущая профессия, и даже не просто овладение определенными навыками. Главное -- это воспитание привычки к творческому труду, привычки самостоятельно реализовывать свои желания. В вальдорфской педагогике целью всех начальных занятий ремеслом ставится воспитание воли. Но воля -- такое слово, которое можно трактовать по-разному. Здесь имеется в виду осознание и прочувствование того, что ты как личность можешь что-то сделать в этом мире, воплотить свои образы в реальность. Ну и более конкретно -- способность сознательно формулировать свою задачу, сознавать путь ее достижения, и затем преодолевать трудности, сопротивление среды, достигать цели. А дерево, пила, кораблики -- это антураж, конкретная обстановка, которая помогает этой самой воле воспитаться.

Помогает она потому, что очень привлекательна для детей. Детям это нравится, и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому мы просто используем естественное детское желание для реализации более серьезных воспитательных целей. Ну и, конечно, учим их обращаться с инструментом, что тоже полезно и в жизни пригодится. Но главное -- не забывать, что вся работа держится на собственной мотивации детей. И эту мотивацию нужно поддерживать и не нужно убивать. Для этого 1) дети должны делать то, что им хочется делать, 2) они должны получать результат достаточно быстро, пока не пропал энтузиазм, 3) это вот самое упорство, борьбу с материалом нужно от них требовать в той мере, в которой они на это способны. Для этого нужно внимательно следить за ребенком и понимать, когда нужно на него нажать, а когда отпустить.

С какого возраста имеет смысл начинать столярничать

Примерно с 6 лет. Дети и в 4, и в 5 лет иногда хотят что-нибудь отпилить или сколотить. Но реально они не в состоянии что-то серьезное сделать, так что результат не достигается, и интерес пропадает. Обычно им важен сам процесс стучания молотком или пиления, и можно просто при случае дать им эту возможность, не планируя никакого особенного результата.

В 6 лет желание работать обычно тоже не очень устойчивое. То есть, можно сделать с ребенком одну или две вещи, и после этого успокоиться. Ребенок вам может сказать, что он хочет уже столярничать долго и всерьез, потому что решил стать строителем, резчиком и кем еще, но на самом деле, насытится оно довольно быстро и переключится на другие вещи.

Потому что до 7-8 лет это еще занятие не по возрасту. Оно не очень соответствует возрастным особенностям внутреннего мира ребенка. В столярке слишком мало образности и слишком много техники. До 7-8 лет реализовывать такие мечты лучше в глине, пластилине, конструкторах -- вещах более податливых. Вальдорф вообще рекомендует ремесло только с 5 класса, но мой опыт показывает, что имеет смысл со 2-3 класса, а некоторым детям -- с 1. Но очень дозировано и в совершенно определенном виде.

То, о чем я здесь пишу, интересно детям лет до 10-11. Более старшим уже не так интересна игра и игрушки. Они могут сделать сначала корабль или машину, но только лишь, чтобы освоить технологию. Если интерес не угаснет, то потом им захочется уже более детальной и сложной работы, а это уже совсем другой разговор.

Что делать

Итак, то чем мы занимаемся -- игра, реализация собственных фантазий ребенка. Не нужно давать заданий -- сделать табуретку, рамочку, полочку. То есть, попросить-то можно, как бы подкинуть идею. Если ребенок заинтересуется, сам захочет это сделать, то можно продолжать. Если ребенок не воспримет эту задачу как свою, лично ему интересную, то не надо добиваться ее исполнения.

Но, с другой стороны, детям иногда трудно что-то придумать -- да, представьте, казалось бы, всегда фонтан идей, но перед чистым верстаком часто они все куда-то деваются. Кроме того, детские фантазии могут оказаться слишком сложными в реализации, так что и браться не имеет смысла. Так что, имеет смысл создавать ребенку своего рода квази-свободу выбора. Предлагать ему на выбор несколько вещей, которые вы знаете, как и из чего делать, и знаете, что он это сможет сделать. У него будет выбор -- вполне свободный, но при этом вы не влезете в проект, который невозможно завершить. По крайней мере, такую квази-свободу нужно создавать на первых порах. Потом, когда и вы, и он освоитесь с материалами и методами, вы сможете сами придумывать, как реализовать ту или иную мечту.

А делать-то что?

Игрушки, делать игрушки. Кораблики, машинки, домики, кроватки, столики, стульчики. Ножи, мечи, щиты, секиры, пистолеты и лазеры-мазеры. Скворечники, кормушки, тележки. Лесенки, горочки, и так далее. Об этом подробнее напишу чуть позже.

Что для этого нужно

Подробно об этом напишу в следующий раз, с картинками и большими-большими буквами. Но вкратце -- не так уж много. Главное -- нужна ваша уверенность, что вы не умрете от небольшого количества стружек и пыли на полу. Чтобы укрепить эту свою уверенность, купите лист толстого парникового полиэтилена метра 2 на 3, разворачивайте его каждый раз на полу и ставьте работника вместе со столом и всеми деревяшками на середину. Способ радикальный и вполне эффективный. Хотя, если у вас нет ковров в доме, то можно обойтись и веником.

Минимальный набор инструментов: столик, струбцины, пила, молоток, гвозди, клей, наждачка. Затем можно добавить напильник, ручную дрель, нож, стамеску. Потом -- тиски и рубанок. Ну и, в общем, этого достаточно. Все это можно купить на строительном рынке или в хорошем хозяйственном магазине. Материалы -- доски и бруски хвойных пород, которые тоже продаются на любом строительном рынке, на также палки, ветки и пеньки, которые вы подберете рядом с дачей, в лесу или в парке.
Метки:

  • 1
Алексей, я так рада, что вы решили поднять эту тему.
Ура!! и будем ждать подробностей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account