привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Техника и игра
привет
alelchuk
Так, написал мастер-классы по технике лепки, но это только половина дела. Теперь напишу психологическую часть. Ведь главное -- это не техника, а игра. Техника нужна взрослым, детям -- результаты. Посмотрите еще раз первую запись этого журнала -- Как мы играем. Добавлю еще выдержку из некого объяснения моей деятельности с детьми от 3 до 4,5 лет, которую я написал по случаю:


В этом возрасте внимание детей эклектично -- не задерживается долго на одном предмете, быстро перескакивает с одного на другое. Направлять внимание детей учитель может лишь частично, часто они уходят от темы или замыкаются в себе. Друг с другом дети контактируют слабо и обращают друг на друга мало внимания.

Обычно дети 3-4 лет способны выполнять только простейшие операции -- катать шарики и колбаски, плющить блины и раскатывать их на столе скалкой, отламывать и соединять друг с другом куски разных размеров, кое-как скреплять их между собой.

Учитель должен понимать, что в этом возрасте не имеет смысла учить детей в том смысле, в котором мы применяем это слово к более старшим детям и взрослым. Учитель должен придать смысл катанию шариков и колбасок, показать, что из них можно лепить множество вещей, называть и описывать те вещи, которые видятся детям в кусках глины.

Ребенок еще не отделен от «образного континуума», он не вполне владеет своими мыслями и действиями и представляет собой некую «стихию». Внимание и действия ребенка или группы детей можно представить себе как некую «волну» или «группу волн», которую учитель должен поймать, оседлать и использовать.

Можно делать это пассивно или активно.

В первом случае, при пассивном ведении занятия, учитель слушает, что ему говорят дети, смотрит, что они начинают самостоятельно делать, и продолжает их мысли и действия, помогая им. Учитель помогает им слепить то, что дети сами не могут слепить, показывает, как слепить то, что могут, но не умеют или ленятся; отвечает на их вопросы, задает наводящие вопросы; предупреждает и разрешает конфликтные ситуации между детьми и в игре отдельных детей.

Например, в начале занятия Ваня стал мять глину и делать в ней дыру. Учитель подсказывает Ване, что это пещера и спрашивает, кто в ней будет жить. Пока Ваня придумывает, кто там живет, учитель выясняет, с чем пришли на занятие другие дети. Ане хочется слепить персонажа виденного накануне мультфильма, например, Винни-Пуха. Учитель помогает ей слепить этого персонажа (или лепит его быстро сам) и озадачивает ее вопросом, может ли он жить в той пещере, которую сделал Ваня. (Лепить нужно Винни-Пуха из советского мультфильма -- он состоит из простых форм: два больших шарика плотно соединяются вместе, к верхнему прикрепляется малюсенький шарик -- нос, и палочками выдавливаются три точки -- глаза и рот; к нижнему прикрепляются четыре короткие палочки снизу и с боков. Американского Винни-Пуха так просто не слепишь.)

Пока Аня и Ваня вдвоем решают этот вопрос, учитель обращается к Пете и выясняет, что тот тоже хочет пещеру и Винни-Пуха и пытается отобрать его у Ани. Учитель объясняет Пете, что отбирать игрушки нехорошо, лепит ему еще одного Винни-Пуха, и спрашивает, кто же все-таки живет в пещере. Скорее всего, дети ему объясняют, что не в пещере, а в норе, и что живет там Кролик. Тогда учитель быстро лепит Пятачка, и тот с обоими Винни-Пухами идет в гости к Кролику, а Ваня быстро пытается сообразить, чем накормить гостей (учитель подсказывает ему, что нужно накатать шариков -- горшков с медом). А в это время Саша и Маша могут, не обращая внимания на происходящее, с увлечением катать свои шарики или колбаски. Учитель должен поймать момент, когда это занятие начнет им надоедать, и включить их в общую игру (например, строить из колбасок дом для Иа-Иа), либо направить их на продолжение своей игры.

Это благоприятное развитие сюжета. Если в какой-то момент дети отклонятся от «основного» сюжета, то учитель подхватывает новое направление и помогает детям развивать его. Например, не дождавшись Винни-Пуха в гости, Ваня может сломать свою пещеру и возжелать огромного динозавра. Тогда учитель показывает Ване, как катать ноги для динозавра, предоставляя Винни-Пухам самостоятельно решать, чем заняться дальше.

При пассивном ведении занятия слышны в основном голоса детей, а учитель подсаживается то к одному, то к другому ребенку, помогая и объясняя.

При активном ведении занятия учитель берет максимум инициативы на себя и разыгрывает какой-то сюжет от начала до конца, стараясь пресечь любые отклонения. Разумеется, он делает это мягко и осторожно, постоянно следя за  настроением детей, и за тем, не «выпал» ли кто-нибудь из игры.

В этом случае до занятия учитель должен сделать некую «затравку», например, того же Винни-Пуха или дерево, в котором живут пчелы, чтобы дети, садясь за стол, непроизвольно заинтересовались именно этой темой. Затем он должен тут же на огромной скорости начать рассказывать сюжет, задавать детям вопросы, просить их сделать то-то и то-то, лепить одного за другим персонажей и декорации. При этом он должен внимательно следить за каждым ребенком, и если кто-то занялся полезным делом, оставить его в покое, продолжая «грузить» остальных до тех пор, пока все на захотят поучаствовать в процессе и что-то слепить.
Конечная цель, конечно, не рассказать им историю до конца, а заинтересовать их некоей деятельностью. Поэтому, если дети быстро схватят идею и начнут что-то лепить, то стоит ослабить натиск и перейти на пассивный режим. Если же дети слабо откликнутся на тему и будут просто сидеть и слушать, то имеет смысл просто подробно рассказать и показать всю историю до конца. Послушав известную или новую историю и посмотрев ее в глиняных персонажах, дети получат и удовольствие, и полезные впечатления, так что занятие пройдет не зря, даже если сами они ничего толкового не слепят.

Вот.

  • 1
Замечательный подхОд! Гибкий и интересНый! А посОветуйте как быть если один взрослый и один ребЕнок? Я полностью за подхОд "если кто-то занялся полезным делом, оставить его в покое", Полезным я считаю любое дело при котором есть вероятность, что никто не пострадает :) пресловутое "чем бы дитя не тешилось.."
А вот родственники пытаются добиться от ребенка конкретного выполнения задания. Они еще не лепили с ним, но вот к примеру мячик: "давай мячик пинать! Смотри как деда: раз, раз! На! нет, не кидай, не надо в руки брать, руки - плохо (забирает мяч, он чистый, кстати), ай-ай-ай! Нельзя кидать! (вообще-то можно, я всегда разрешаю и радуюсь, так что для ребенка это конфуз).. Давай пинааай.. (берет ногу ребенка руками и пинает)"
Мои робкие "да пусть кидает" игнорируются. Вот хочу попробовать как-то обосновать и обьяснить пассивный подход занятий с ребенком. Подскажите аргументы, пожалуйста.

Да, у родственников школьное представление об обучении. Взрослый показал, поставил задание, ребенок посмотрел, выполнил задание. Скажите, что по данным науки (!) у детей до 7 лет другой механизм обучения. У него два главных правила

1) Подражание. Они подражают тому, что видят. Поэтому если дедушка хочет научить ребенка именно пинать, то пусть сам попинает перед ним мяч достаточно долго. Ребенок поймет, как именно нужно обходиться с этим предметом, и тоже будет пинать.

2) Внутренняя потребность. У ребенка есть своя программа обучения, он сам спонтанно берется за что-то и задача взрослого -- помочь ему в этом. Именно в том, что ребенок захотел сделать сам. Научиться ребенку нужно не такому уж большому количеству вещей, времени у него предостаточно, поэтому последовательность обучения не важна. Можно сначала научиться мяч хватать, потом пинать, можно наоборот -- сначала пинать, потом хватать. На конечный результат это не влияет.

3) Нетрудно заметить, что первое и второе правила связаны: у ребенка обычно возникает внутренняя потребность научиться тому, что он видит вокруг. Именно поэтому в семьях пианистов чаще растут пианисты, а в семьях баскетболистов -- баскетболисты, а не наоборот.

4) Ну и существенный вопрос -- а почему дедушка хочет научить его именно пинать? Игр с мячом руками больше чем ногами.



Edited at 2012-08-03 13:21 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account