привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Планирование детской комнаты, часть 2
привет
alelchuk

Движение

Пути движения

Хорошо продуманные пути движения по комнате воплощают в себе тонкий баланс цельности и обособленности пространства. С одной стороны, для каждого вида деятельности нужен свой отдельный участок, оформленный особым образом и частично отделенный от остальной комнаты, чтобы дети могли сконцентрироваться на этой деятельности.

04.jpg

С другой стороны, дети все-таки часто переключаются с одного дела на другое, а многие дела сочетают в себе самые разные потребности, поэтому переходы между разделами комнаты должны быть интуитивно поняты. Какие-то из них должны быть облегчены, какие-то затруднены. Например, для активных игр и лазания должна быть предусмотрена сплошная цепочка переходов от одного объекта к другому. Кровати могут быть включены в эти лазальные пути, но имеет смысл делать их с краю, в тупике, чтобы у детей все-таки сохранялся образ кровати, как тихого спокойного места. Уголок для творческих занятий должен быть немного в стороне от активной зоны, но все-таки быть открытым в сторону общего пространства комнаты.

DSC_0409.jpg

Каждый обособленный участок или переход должны иметь размеры, соответствующие движению в них. Активная шумная зона должна позволять детям сделать хоть маленький кружок бегом. Хорошо бы предусмотреть путь, по которому ребенок может на полной скорости пробежать через всю квартиру – от дальней комнаты до кухни. Вообще, чем больше скорость предполагаемого движения через проход, тем шире нужно его оставлять, и тем больший радиус поворота предусматривать.

14.jpg

Основной проход между зонами оставляем таким, чтобы можно было чувствовать себя в нем свободно, спокойно пройти, расставив руки. То есть, чтобы там спокойно разминулись два взрослых человека. Проходы в укромные места можно рассчитывать на одной человека, потому что в них заходят спокойно, контролируя свои движения. Вокруг стола нужно оставлять достаточно места, чтобы можно было отодвинуть стул и еще пройти за ним.

Лавки и места для тихих игр рассчитываем исходя из того, что на них будут спокойно сидеть рядом два-три ребенка или взрослых.

Для детских игр можно оставлять совсем узкие проходы, строго на одного ребенка. Это обязательное правило, если это выход с высокого уровня на более низкий или на лесенку. Если в проход поместятся два ребенка, то они могут начать толкаться, и один может упасть.

2015-01-30 16-40-41.jpg

Темп игры: разгоняем и замедляем

Пространство может быть возбуждающим и успокаивающим, разгоняющим и замедляющим, хаотичным и структурированным.

Примером возбуждающих пространств являются клеенчатые игровые площадки с сетками, которые часто ставят в кафе и детских центрах. В них нет ни одного закрытого угла, только пути для беготни и прыгания, и даже пол не дает спокойно ходить, а пружинит и заставляет бежать. Эти площадки используют врожденное детское стремление к движению, они привлекают детей и провоцируют их непрерывно играть пока не иссякнут силы, и этого времени обычно хватает родителям, чтобы пообедать или обойти магазин. Но дети от таких площадок утомляются и, конечно, для ребенка такое развлечение может быть только эпизодическим, не частым.

кафе.jpg

Чисто успокаивающим пространством является закрытый со всех сторон маленький домик с небольшими окошками, который создает для ребенка атмосферу защищенности, уюта и сказочной обособленности. Ребенок настраивается на переживание внутренних образов, которые меньше связаны с внешней двигательной активностью.

DSC02494.JPG

Практический вариант такого домика -- уютная мягкая кровать со стенками и тканевым навесом.

Успокаивающим и настраивающим на деловой лад является пространство, состоящее из низкого широкого стола и широких устойчивых лавок вокруг. Оно приглашает забраться с ногами на лавку, облокотиться о стол, разложить на нем какие-нибудь материалы и заняться творчеством.

Оптимальное детское пространство сочетает в себе возбуждающие и успокаивающие элементы. Например, уличные детские площадки обычно содержат и спортивные снаряды, и закрытые домики. В хорошо спланированной площадке эти элементы компонуются на некотором расстоянии друг от друга с удобными и интересными переходами.

DSC02451.JPG

Чисто спортивные площадки занимают детей на небольшое время, в течение прогулки детям достаточно 10-15 минут, чтобы облазить все лестницы и захотеть бежать дальше. Поэтому домашние спорткомплексы часто простаивают, на них дети не задерживаются надолго. Спорткомплекс не создает образной атмосферы для длительной игры. В отдельно стоящих домиках и песочницах дети играют дольше и более содержательно, но долго играть спокойно ребенку тоже трудно. А если в игровом пространстве гармонично соединены разгоняющие и замедляющие элементы, то дети могут по своему внутреннему ощущению менять темп игры и очень долго находить себе полезные и интересные занятия.

Уровни по высоте

Родители часто хотят сделать для детей что-то, где они могут лазать вверх и вниз. Это правильно, более того, детям очень полезно не просто лазать на высоту, а проводить много времени, играть, жить на разных уровнях. Помимо очевидного развития мышц, ловкости и ориентации, это дает детям более полное ощущение трехмерного пространства, позволяет включать в игру и переживать новые образы – горы, деревья, башни, норы.

2015-01-24 22-08-03.jpg

С высоты ребенок получает дополнительный угол зрения на свою комнату, и это расширяет его представление о мире, о возможностях его познания. Недаром дети очень любят не просто лазать на высоту, но оставаться там надолго – сидеть на ветках деревьев, заборах, крышах, строить площадки и домики на деревьях, смотреть вниз с мостов, перил, скамеек.

12.jpg

Поэтому наши постройки всегда представляют из себя несколько площадок на разной высоте, которые могут использоваться как чисто для игры (домик, чердак), так и для практических дел (кровать, лавка, шкаф). Спортивные приспособления для лазания (лесенки, скалодромы, сетки, деревья) всегда расположены рядом или между разными уровнями, чтобы дети лезли по ним в определенное место, которое им интересно само по себе.

13.jpg

Стандартную мебель также нужно не бояться использовать для расширения вертикального движения детей. Верхние плоскости шкафов, комодов, массивные лавки и столы вполне могут служить домиками, чердаками и палубами. Если в детской стоит комод, и на нем хранятся игрушки или книжки, то это просто еще одна полка вдобавок ко многим другим в комнате. Но если обеспечить детям возможность залезать на него, то получится совершенно новый объект – место для игры и фантазии.

IMG_0371.JPG

Для безопасности можно приделать к нему какое-нибудь ограждение, но опыт говорит, что острой необходимости в этом нет. В те времена, когда о спорткомплексах и игровых домиках никто даже не мечтал, во многих домах детям позволяли залезать на полки и шкафы, и никто оттуда особенно не падал. Врожденного чувства осторожности вполне достаточно, чтобы спокойно играть на высоте, тем более если родители не грузят ребенка своей озабоченностью и страхами.

Функция

Функциональное разделение комнаты

Детские дела по степени активности можно разделить на три группы:
-   активные шумные (беготня, лазание),
- активные тихие (игра с игрушками, рукоделье),
- спокойные (чтение, сон).

Есть еще одно «дело», которое делают уже не дети, а детские вещи:
- хранение (игрушки, одежда, книжки)

Для этих типов деятельности должны быть предусмотрены участки в комнате, достаточно четко отделенные, но связанные друг с другом разумными переходами.

Для активных шумных дел нужно, во-первых, достаточное пустое место посередине комнаты, а во-вторых, конечно, лазальные конструкции – домики, норы, переходы, лесенки, веревки и др.

Для активных тихих дел нужны те же домики, полки и ящики для игрушек, стол с лавками для занятий, стена или мольберт для рисования, полки для материалов, выставка рисунков и поделок.

Для спокойных дел нужны кровати или открытые низкие лежанки, тряпочные навесы, полки для книжек, шкафы для вещей.

Процесс планирования

Теперь подведем итоги и посмотрим, как описанные выше правила применяются на практике.

Все правила, которыми планировщик пользуется для строительства индивидуального проекта интерьера, применимы и к стандартным предметам мебели, купленным в магазине.

16.jpg

Первое правило – очень простое, хотя о нем часто забывают. Вначале нужно обдумать, что именно дети будут делать в комнате. Нужно составить список дел, активных, пассивных, полезных и неизбежных, которыми дети будут заняты, и которые потребуют определенного места и соответствующих предметов. Часто родители сразу начинают перечислять названия мебели, которая им кажется необходимой, но так мы сразу уходим от детских потребностей к возможностям производителей мебели. Многие столы, шкафы и кровати могут выполнять совсем не те задачи, для которых предназначены, и нужно все-таки идти от своих задач и подыскивать для них решение, которое может и не совпадать с решением мебельного магазина.

Правила собственно планирования я перечислил в начале статьи: взгляд, движение, функция.

В процессе планирования эти принципы применяются именно в таком порядке:
- ощущение пространства (взгляд),
- движение в пространстве (движение),
- размещение предметов (функция).

На первом этапе мы откладываем составленный список задач и временно забываем о только что продуманных потребностях. Мы пытаемся почувствовать пространство комнаты как есть, чисто по ощущениям, без привязки к конкретным делам и вещам. Для этого мы используем взгляд. Находим в комнате ключевые точки, из которых хочется окинуть взглядом все пространство: от входа, от окна, из углов, от середины стены. Скорее всего именно в них нужно будет спланировать места для определенных неподвижных занятий.

Находим основные направления, в которых хочется дать взгляду больше простора, и основные углы, в которых хочется остановиться и спрятаться от чужих взглядов. Не забываем приседать и смотреть на комнату с высоты роста ребенка.

На этом этапе не нужно пытаться сразу расставить возможную мебель. Наоборот, мы пытаемся почувствовать, предметы какой формы и размера могут улучшить наше восприятие пространства, не думая о функции этих предметов. Например, где просится что-то высокое и узкое, где широкое и длинное, а где хочется оставить пустую стену.

Почувствовав основные направления в комнате, мы переходим ко второму этапу и начинаем двигаться по комнате. Начинаем от входа и движемся по плавным дугам, которые естественным образом переносят нас от одной части комнаты к другой. Представляем себе, что по этим направлениям будет бежать ребенок, так что радиус поворота не может быть слишком маленьким. Отмечаем точки, в которых хочется остановиться и пойти в другую сторону. Все это мы делаем, ориентируясь только на голые стены или те элементы интерьера, которые никак нельзя сдвинуть.

Увидев основные направления движения, мы заметим участки, в которые наши пути не заходят, которые мы интуитивно обходим стороной, так называемые зоны покоя. Часто это может быть пятачок сразу около входной двери, дальний угол комнаты, участок длинной стены. Берем малярный скотч и отмечаем на полу эти участки. Потом опять ходим по комнате и смотрим, правильно ли мы разметили пути движения и участки покоя. Пытаемся пройти по-другому, переместить участки покоя, попробовать разные варианты. Находим оптимальный.

Участки покоя – это места, в которые можно поставить разделительные стенки и предметы мебели. Выбираем среди оставшихся свободных площадей места для активных и спокойных дел. Вспоминаем про направления взгляда и смотрим из выбранных мест на окно, дверь, другие выбранные места и убеждаемся, что они хорошо просматриваются или наоборот, отгорожены от лишних взглядов и движения. После этого окончательно определяем функциональное разделение комнаты – активное движение, тихие занятия и игры, чтение и сон, хранение.

И только после этого переходим к третьему этапу и расставляем на отмеченные участки покоя мебель из составленного в самом начале списка или начинаем составлять индивидуальный проект построек.

DSC_0128.JPG


На этом можно закончить описание основных принципов и процесса планирования детской комнаты.


  • 1
огромной ценности материал для размышлений и роста. благодарю от всей души!

Алексей, пока чистое любопытство: работали ли Вы когда-нибудь только над проектом, прорисовкой, просчётом всех деталей, потом отсылали это заказчику и заказчик уже сам всё выпиливал из дерева?

Света, в таком виде, как вы видите наши проекты на фото, их невозможно просчитать. Большая часть деталей решается по месту, поэтому они и выглядят так живо. По подробным фото и видео я могу спланировать общее пространство, нарисовать план точностью +-20 см. И дальше все зависит от исполнителей, обычно плотники делают все квадратно-параллельно.

Положительный опыт только один -- уличный домик. На днях выложу фотографии в фейсбуке. И два отрицательных опыта -- взялся, но не получилось.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account