привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Вальдорфская эстетика детских интерьеров: лесная деревня и живая форма
привет
alelchuk

Мы делаем довольно много заказов для вальдорфских детских садов, студий, а также для родителей, придерживающихся этой педагогической системы. Однако, я не считаю себя «вальдорфским дизайнером», и вообще, исхожу в своей работе не из конкретно вальдорфских правил, а из гораздо более общих эстетических и педагогических соображений. Другое дело, что вальдорфская система прекрасно согласуется с этими соображениями, и именно вальдорфские родители чаще всего хотят видеть у себя дома или в саду наши постройки. Так что, вальдорфская система и детско-деревенский стиль интерьеров прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Но деревенский стиль детских интерьеров подходит для всех детей, независимо от педагогического вероисповедания родителей.

001.JPG

Откуда же взялся детско-деревенский стиль?

Лесная деревня

Дело в том, что детская психика очень консервативна, она следует внутренним правилам, которые сложились за века и тысячелетия развития человека. Дети воспринимают мир, так же, как воспринимали его наши многочисленные предки, которые жили в традиционной обстановке природы, деревни или маленького городка. Вероятно, в других климатических поясах традиционным можно считать пустынный, морской, горный пейзаж, но для жителей Европы, Северной Америки и России лесная деревня – это наше коллективное бессознательное, и никуда от него не деться.

002.jpg

Все мы знаем, как хорошо детям в деревне, как много они получают там для своего развития, как накопленные в деревне способности и впечатления помогают детям в городской жизни. Позволю себе заметить, что это не случайно. Детям там действительно лучше всего, они там лучше всего развиваются и получают больше всего сил для будущей взрослой жизни, которая может быть сколь угодно урбанизирована и технологизирована.

Именно поэтому вальдорфская система рекомендует создавать традиционную деревенскую обстановку для детей до 7 лет. Ее основной принцип заключается в том, что успешное духовное развитие человека возможно, только если он как следует воплотился и реализовался в практическом материальном мире. Вся педагогика направлена на получение и переживание ребенком всех возможных физических впечатлений и ощущений – тактильных, двигательных, зрительных, звуковых и других. В лесной деревне таких впечатлений очень много, и деревенская обстановка лежит в основе детского опыта.

Конечно, какова бы ни была материальная обстановка, главное для ребенка все-таки – это тесный контакт с любящими родителями, а большинство родителей предпочитает жить в городе. Кроме того, современная жизнь дает множество новых и часто не менее богатых телесных впечатлений, которые современный ребенок получает сполна просто в силу своей жизни в городе. А вот деревенских впечатлений в городе не хватает, и эту нехватку я стараюсь восполнить.

003.jpg

Все мои постройки для детей сделаны из дерева и похожи на лесные избушки и деревья. Я стараюсь перенести в городскую квартиру частичку деревни, леса, лета и свободы, которые мы так любим, но не можем позволить себе в городе.

Ирония судьбы заключается в том, что название «waldorf» может быть прочитано как «wald dorf», «лесная деревня», хотя педагогика называется так совсем по другой причине.

Живая красота

Пришло время написать о формах построек, которые делаю я, Юрий Сырков и другие мастера, и которые обычно встречаются в вальдорфских детских садах. Это довольно характерные формы, на которые сразу обращаешь внимание. Большинство людей воспринимает их как природные, гармоничные, домашние, деревенские – в общем, с теплом и любовью. Некоторые, конечно, видят в них лишь косо поставленные столбы и криво обрезанные доски, но таких меньшинство. Однако, и среди тех, кому нравится детско-деревенский стиль, большинство с трудом могут объяснить себе, чем именно он хорош, и плохо понимают, почему эти столбы скошены, а доски искривлены именно так, а не по-другому.

004.JPG

Конечно, каждый конкретный интерьер мы делаем по интуиции, эти формы сами рождаются в соответствии с общим замыслом и геометрией пространства. Но задним числом можно обобщить интуитивные находки и вывести закономерность, а также выявить связь наших построек с формами живой природы и со стилем «модерн».

Статичная гармония

Прямоугольные формы определяются геометрическими законами нашего пространства – горизонталями, вертикалями и другими прямыми линиями. Земля горизонтальна, поэтому мы располагаем предметы друг рядом с другом по горизонтальной линии. Сила тяжести направлена вниз, поэтому мы ставим предметы один на другой вертикально. Вертикальные столбы, опоры, стены – технически самые простые, прочные. Если мы хотим положить что-то на эти стены, мы кладем это горизонтально, чтобы опять получить ровную поверхность, пригодную для хождения и установки чего-либо. Это физика, техническая гармония нашего мира.

01.jpg

Если мы хотим добавить укрепляющие элементы, например, укосины к дверному проему, то технически правильнее всего наклонить их под углом 45 градусов. Такая конструкция даст максимальную прочность, потому что усилие будет равномерно распределено между разными направлениями. Кроме того, угол 45 градусов симметрично делит прямой угол пополам, что также соответствует зрительной геометрической гармонии пространства. Пространства статичного, неживого, не развивающегося. Мы воспринимаем эту симметрию как красоту, но красоту статичную, неживую, не развивающуюся.

02.jpg

Окружность также является элементом статичной гармонии, изначальной красоты физического мира. Это правильная симметричная неподвижная, наиболее устойчивая форма. Арка в виде дуги окружности обладает наибольшей прочностью при наименьшем количестве материала. Технически все арки лучше всего делать в форме правильной окружности.

03.jpg

Формы движения

Формы, состоящие из прямых линий и дуг окружностей, -- красивые, но неживые. В своей работе мы стараемся уйти от механистичных, прямоугольных, симметричных форм. Живая форма отличается тем, что дает нам ощущение движения, роста, жизни. Чтобы создать такую форму, нужно добавить движение в идеальную гармонию, нужно изменить ее так, как изменили бы ее естественные силы, действующие на живой предмет в реальном мире.

Наше сознание привыкло видеть вокруг живые формы, в нем заложено множество архетипичных образов, которые всплывают каждый раз при виде определенных форм. Некоторые формы мы даже можем почувствовать изнутри, потому что наше тело само часто движется в соответствии с этими архетипами. Эти узнаваемые образы дают ощущение комфорта, сопричастности, энергии, поэтому мы и стараемся использовать их в наших постройках.

Вес

Второй этаж опирается на стены, это неподвижная конструкция, но на нее действует притяжение Земли, вес второго этажа давит на стены вниз. Чтобы форма передавала это напряжение, она должна передавать движение, которое этот вес создавал бы, если бы система была немного гибкой и «живой». Например, если бы балка перекрытия чуть прогнулась бы под своим весом, то ее линия стала бы изогнутой вниз. Это можно имитировать, слегка сточив реальную балку, сделать ее выпуклой вниз, либо просто скошенной в одну сторону.

04.jpg


05.jpg

Другой способ передать вес – попытаться описать сопротивление всей постройки силе тяжести. Если бы это было живое существо, то оно немного расставило бы ноги в стороны, чтобы устоять. Мы сами так делаем, когда беремся за тяжелый груз, и мы чувствуем это движение изнутри. Чтобы передать его в постройке, нужно немного наклонить опоры внутрь. Это не только придаст конструкции более устойчивый вид, но и действительно сделает ее немного устойчивее.

06.jpg

Движение наружу и внутрь

Форма подпорок, укосин, наличников также влияет на наше восприятие постройки. Какой образ мы создаем, когда устанавливаем укосины и наличники под острым или тупым углом?

Здесь мы вспоминаем, что любую вертикальную линию с отходящими в разные стороны короткими линиями наше сознание интерпретирует как архетип дерева.  Можно предположить, что у «идеального дерева» ветки отходят от ствола под углом 45 градусов. Но в реальности все углы разные, человеческое сознание привыкло к этому и ожидает увидеть это в других формах. Укосины или дверные проемы с неправильными углами придают постройке живость и определенное настроение, смысл.

07.jpg

Укосины под острым углом к вертикали подчеркивают направление вертикальных столбов и передают стремление постройки вверх, наружу, глаз следует за ними в высоту, которая в сознании ассоциируется с чем-то духовным, творческим, открытым. Этот эффект применяется в форме готических соборов. Укосины, расположенные под острым углом к горизонтали, подчеркивают направление горизонтального перекрытия, они заворачивают взгляд внутрь постройки, опускают его на землю, в реальность, в уют и спокойствие.

08.jpg

В наших постройках часто встречаются конструкции или проемы, обрезанные под разными углами с разных сторон. На первый взгляд это создает ощущение недостроенности, беспорядка, хаоса. Но если правильно соблюсти пропорции, то эта форма создаст ощущение вечного движения, новизны, жизни. Одна сторона поднимает внимание ввысь, другая заворачивает его книзу, и игра этих двух движений не дает вниманию остановиться и успокоиться. Созерцание такой формы каждый раз наводит на какие-то новые мысли и ощущения.

09.jpg

Если симметрично дважды скосить углы, то внимание проходит гармоничный цикл от раскрытия и движения к остановке и успокоению. Эта форма также дает достаточно материала для чувств и мыслей, но она гораздо более спокойная. В пределе эта форма переходит в плавную арку.

Вес и окружность

Круглая арка -- это идеальная статичная форма. Чтобы придать ей жизни, представляем себе, что она держит большой вес и немного прогибается вниз. Форма получается уже не круглая и не эллиптическая – это сложная живая дуга.

Чтобы оживить форму круглого окна, мы представляем себе действие силы тяжести на круглый мягкий объект, например, на каплю. Капля, лежащая на поверхности, имеет форму сложную, но привычную человеческому сознанию за миллионы лет наблюдения за утренней росой. Окно или крыша такой формы, создадут в зрителе ощущение жизни.

10.jpg

Горы

Всякую постройку на уровне архетипа человек воспринимает в первую очередь как просто возвышенность, объемный предмет, выступающий из земли. В природе естественным предметом такого рода является гора, холм. «Идеальный холм» -- это террикон, прямые склоны которого наклонены ровно под 45 градусов к горизонту. Но реальные горы, естественно, имеют разные углы наклона склонов. Кроме того, под действием природных сил верхушка горы стачивается и осыпается, и конечно, же не ровной линией, а наискосок. У подножия горы растут пологие предгорья, так что обобщенная реальная гора имеет интересную форму, состоящую из нескольких косых линий. Она достаточно сложна, но все равно архетипична, внимание распознает ее мгновенно. Если мы повторим эти соотношения косых углов в своих постройках, то вся конструкция сразу начнет напоминать природный ландшафт.

11.jpg


12.jpg

Старение

Часто для оживления формы предметов имитируют их старение, износ. Например, состаренные столы и стулья делают со скругленными или срезанными углами. По привычке срезают по кругу или под 45 градусов. Но лавка с такими углами, даже если ее сто раз ободрать, пробрашировать и обжечь, будет смотреться как испорченный новодел. А если срезать уголки под легким острым углом с любой стороны, то даже отшлифованная до идеальной поверхности скамья будет выглядеть патриархально.

13.jpg

Потому что в реальной жизни усилия износа всегда направлены по касательной к предмету. Никто не ходит вокруг мебели кругами или под строгим углом 45 градусов. Всякая порча лишь слегка задевает предмет, проносясь мимо.

Сумма

Теперь на примере одной стенки я хочу суммировать все виды оживления формы. Для начала имеем стандартную прямоугольную стенку. Наклоняем вертикаль – устойчивость и гора. Наклоняем горизонталь – гора и истирание. Прогибаем горизонталь – вес. Срезаем угол – истирание.

14.jpg

Конечно, это лишь техническая схема, и я специально не пишу конкретные радиусы изгиба и углы наклона.  По-настоящему живой форма получится, только если вы сможете интуитивно почувствовать пространство вокруг этого предмета и правильно соблюсти все пропорции и углы.

Более того, в процессе работы вы почувствуете другие естественные движения и сможете применить их к созданию конкретных форм.


?

Log in

No account? Create an account