Архитектурное планировочное решение

  

Обычно заказчики – и потенциальные, и уже состоявшиеся – в первую очередь обращают внимание на функциональные особенности комнаты: что и в каком количестве должно в ней находиться. Правда, добавляют при этом, что хотелось бы, чтобы пространство стало удобным для движения, приятным для взгляда, живым для общего ощущения, чтобы появилась добрая уютная атмосфера. Если конкретные построенные предметы можно посмотреть на фотографиях и пощупать руками, то эту самую атмосферу пощупать довольно трудно, и иногда кажется, что она как-то появляется сама, благодаря древесному запаху и виду. На самом деле, никакие деревяшки не дадут нужного ощущения пространства без правильного архитектурного планировочного решения. Архитектурным я называю его потому, что в нем учитывается не только декоративное оформление и функциональное наполнение помещения, но и решаются задачи удобного движения, приятного направления взглядов, гармоничных пропорций.

Такое решение присутствует в каждой из наших построек, и оно отличает их от обычных плотницких и столярных работ. Общий план этого решения я делаю практически в первый же день, приехав посмотреть будущее помещение, и довожу до точного результата в процессе обсуждения с заказчиком и строительства. Расскажу о нем на примере общего зала в детском саду в подмосковном коттеджном поселке «Антоновка».

Задача

К нам обратилась семья, которая решила организовать детский сад для своих детей и детей из окружающих коттеджей. Решили не мелочиться и сделать садик с тремя группами для всех возрастов – от яслей до подготовишек. 

Снятый для этого коттедж подсказал пространственное решение: большое общее пространство на первом этаже для всех детей и небольшие комнаты на втором – для каждой группы. В группах дети спят, занимаются и немного играют в тихие игры. Для трапезы, общей игры, занятий, спектаклей и других мероприятий спускаются в нижний зал. 

Такое распределение непривычно для большинства российских садов – как классических, так и новых: вальдорфских, монтессори и других. Обычно разные группы живут более-менее самостоятельной жизнью в своих комнатах, объединяясь разве что на прогулке и то не всегда. Здесь же изначально заложен принцип общего пространства и широкого общения детей разных возрастов в большом коллективе в большом структурированном пространстве. Такой подход находит все большее применение в современных европейских детских садах. В таком помещении находится место и для родителей, где они могут пообщаться друг с другом, с воспитателями, детьми. Возможно проведение мастер-классов, музыкальных выступлений, спектаклей и других мероприятий. Заказчики особенно просили предусмотреть возможность проводить в общем зале музыкальные выступления и спектакли, то есть выделить сцену и зрительный зал.

Вид на кухонную зону и переднюю часть зала
Вид на дальнюю часть зала и дверь на террасу

Общий зал – очень большой, занимает практически весь первый этаж коттеджа. Такой размер помещения, с одной стороны, дает много места для разных занятий и массовых мероприятий, но с другой стороны, каждый отдельный человек в нем теряется и не чувствует, где именно ему нужно находиться в какой ситуации. Поэтому было решено поделить зал на участки – обособленные, но объединенные в общее пространство.







Планировочное решение

Планировочное решение общего зала

Кухонную зону мы отделили сплошной стенкой по просьбе заказчика. На кухне готовится еда, и дети не должны иметь туда доступ. Дверь закрывается на ключ. Дети и воспитатели получают посуду и еду из раздаточного окна. У окна широкий прилавок, на который повар может выставить подносы с посудой. Прилавок низкий, чтобы брать посуду могли сами дети. Окно закрывается тканевыми занавесками. Сверху стена не доходит до потолка, чтобы оставить ощущение простора и общности помещения. Горизонтальные ребра конструкции не закрыты облицовкой как внутри, так и снаружи, чтобы на них можно было ставить разные предметы для красоты и пользы как на полки.

Оставшееся помещение с первого взгляда выглядит единым и бесформенным, но при внимательном рассмотрении видно, что оно разделяется стоящим посередине столбом на три осмысленные части. 

1) Рядом с кухней, у переднего окна – столовая, рукодельная, разговорная часть. 

2) От столба до дальнего окна – игровая, зрительный зал.

3) Справа от столба к двери на террасу – проход, сцена, дополнительное игровое место.

Столовая – это место, где стоит большой общий стол или два-три стола поменьше, за которыми дети обедают и рукодельничают, взрослые собираются на посиделки и мастер-классы. Это тихая зона, столы занимают почти всю площадь, здесь спокойно сидят и разговаривают.

Столовая-рукодельная-разговорная часть

Вся площадь от столба до дальнего окна – большая игровая зона, которая должна остаться свободной от стационарных построек. В ней можно играть, бегать, водить хороводы, устраивать праздники и спектакли. Для игр и занятий эта площадь может разделять передвижными элементами: стойками, ширмами и лавками. Длинная стена справа от ближнего окна с углом в конце так и просится быть застроенной объемной разнообразной игровой постройкой. Изначально этот угол выпирал на середину комнаты, а теперь из него органично будет «расти» объем игровой постройки. Эта постройка – игровой дворик – не будет занимать активного пространства зала, будет доступной по всей длине игровой зоны, и будет привлекательно выглядеть для входящих в зал посетителей. 

Игровая часть

Слева игровой дворик сильно выдается в сторону столовой, отделяя ее от игровой зоны. По потолку от него до столба может быть повешена занавеска, которая позволит полностью отделить столовую зону от игровой и, например, проводить в них два разных занятия. В раздвинутом положении занавеска полностью прячется за широкую стенку домика и не висит на проходе.

Такая же занавеска может быть повешена вдоль потолочной балки от столба к двери на террасу. Тогда проход к дальней двери выделяется в еще одно пространство, которое может быть использовано как сцена для выступлений с занавесом. К правой стене около входа в зеркальный класс будет установлено пианино, к этой зоне есть удобный подход сбоку от входа в помещение минуя «зрительный зал» в игровой зоне. А сам зрительный зал дополнен роскошным амфитеатром в виде игрового дворика – дети очень любят смотреть представление, забравшись повыше на балкон.

Таким образом, большой бесформенный объем преобразован в три осмысленные пространственные зоны, которые функционируют и хорошо ощущаются как по отдельности, так и все вместе.

Постройки в общем зале

Игровой дворик в общем зале вобрал в себя много раз опробованные в других проектах игровые элементы. Их можно даже назвать типовыми для наших построек. По центру дворика – широкие ступени, на которых можно удобно сидеть и играть, а можно безопасно подниматься на верхние этажи. Пространство под и за ступенями – пустое, так что туда можно залезть как в нору и посмотреть на мир «из-под» земли. По разные стороны от ступеней расположены зоны, рассчитанные на детей разного возраста. 

Справа – пологие низкие ступеньки в маленький закрытый домик для младших детей. Он очень укромный, полностью закрытый из него невозможно упасть. Под ним – еще одна укромная норка, но чуть больше, чем под ступенями. Сбоку – полностью оборудованная кухня: умывальник, плита, духовка, полки. 

Слева от ступеней – высокие ярусы для детей постарше. На них ведет лесенка с перекладинами, на которые не решатся залезть самые младшие дети. Верхние ярусы огорожены перилами. Высота перил не позволит детям случайно перевеситься через них и упасть. Стенка, обращенная к столовой, почти полностью закрыта, лишь маленькие окошки дают немного света и позволяют детям подглядывать за тем, что делается внизу. Форма и расположение окошек повторяет ритмический рисунок сучков на досках. Под верхним ярусом – большое пространство для игры, комнатка с длинным прилавком, за которым дети могут рисовать, играть в магазин и другие игры. Прилавок может закрываться тканевой занавеской. 

Больше в общем зале не предусмотрено стационарных построек. Зато имеется комплект вальдорфских стоек, три комплекта вкладывающихся кубилавок, а также столы и лавки из столовой. С помощью этих подвижных элементов можно разделять пространство для игры, занятий и мероприятий.

Вид на игровую зону и проход на террасу
Вид на игровую зону, столовую и кухню

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.