?

Log in

No account? Create an account
привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Форма, присущая материалу
привет
alelchuk
У каждого материала есть некоторая форма, или некоторый вид обхождения с ним, которые для него естественны. Вообще, определенные средства особенно хороши для достижения определенных результатов, и не очень хороши для других. Кажется, это очевидное обобщение, но не всегда удается применить его на практике. Попробуем.

Скажем, воск -- лепка из воска, принятая в вальдорфском детсаду. Меня спросили, что еще можно лепить из воска. В саду лепят простейших птичек и листики и все. А из воска и не надо лепить ничего сложного, он для этого не приспособлен. Главное свойство воска -- низкая температура плавления. Чуть нагретый от размягчается или даже расплавляется в жидкость. Чуть остывший -- затвердевает. Собственно, в вальдорфской педагогике это свойство и используется -- воск греют, потом что-то из него лепят, стараясь обращать внимание не на поделку, а на сами ощущения от соприкосновения с живым мягким теплым материалом. Который поддается и движению рук, и теплу рук. Это занятия скорее на базовое тактильное ощущение, чем на умение слепить конкретные формы. Тактильное ощущение дружественной, теплой среды. Которая затвердевает, когда ее отпускаешь, и в застывшей форме сохраняет память о теплом контакте.

Другое дело -- глина. Она тяжелая, она влажная и прохладная, она темного или грязного цвета. Она не даст тебе тепла и ласки, и пока из нее ничего не сделаешь, она некрасивая. Наоборот, она требует от тебя усилия воли, физической силы и конкретного понимания, что ты хочешь с ней сделать. Но зато, получив от тебя все это, она отблагодарит тебя своей податливостью и четкостью слепленных форм. В глине (хорошей) можно добиться мелкой деталировки, можно сделать объемные вещи, можно свободно работать с пространством и формой. Движение масс и объемов, соотношение крупных и мелких форм -- вот работа, свойственная глине. Если воск отдает человеку тепло, то глина, наоборот, отбирает у него силы, но тут же воплощает их в красивые формы, стимулируя тем самым человека на дальнейшую работу. Глина стимулирует генерацию новых сил в человеке, подкачку новой творческой энергии в процессе лепки. Она развивает собственные внутренние способности человека отдавать и творить.

В этом качестве, на мой взгляд, глина очень полезна для маленьких детей. Потому что у них как раз естественный избыток низких, моторных энергий, данный им природой для успешного освоения нашего такого тяжелого материального мира. Эти энергии хороши для того, чтобы целый день бегать в поле и лесу, пробираться через заросли, возиться с домашними животными, таскать деревяшки и камешки. Но в городе ничего этого нет, и энергия остается во многом невостребованной. Поэтому если глины много, дети с удовольствием ее мнут, бьют, таскают, плющат, дырявят. Потом успокаиваются и переходят к более конструктивным и спокойным занятиям.

Похожие рассуждения верны в самых разных областях. Поезд хорош для созерцания пейзажа и отдыха, самолет -- для быстрого перемещения. Живопись -- для передачи цветовых оттенков, рисунок -- для игры с формой предметов и идей. Флейта -- народный инструмент, ей присуще не выигрывание мелодии по нотам (это удел пианино), а трели и вариации. То же и с гитарой -- это тоже народный инструмент, и естественный путь обучения игре на гитаре -- не по нотам, а по аккордам. Они и берутся легко, лады специально подобраны так, чтобы основные гармонии можно было легко прижать левой рукой. Гитаре присущи переборы и аккорды, импровизация на аккордах и рок-соло. "Классическая" гитара -- это уже вторично, хотя и очень красиво. А скрипка? Правильно, послушайте трансильванские наигрыши, вообще, среднеевропейскую народную музыку. Вот она -- душа скрипки. А в оркестре она как ученый медведь -- прыгает, конечно, здорово, но на цепи ведь.

Мне так кажется. А вам?

  • 1
только вспомнилось, как в вальдорфском саду нам объясняли, почему глина не подходит для дошкольников - она требует проявления воли, которая у маленького ребенка еще не развита. А задача первого семилетия - развивать эмоциональную сферу, волю активно развивают уже в школе.
Это я просто вспомнила - все-таки трое детей через вальдорфский сад прошли :-)

Ну да, я знаю эти вальдорфские установки. В общем, как сказал Гёте, любимый, кстати, антропософами, -- "теория, мой друг суха, а древо жизни вечно зеленеет". По-моему, одно другому не мешает. Я стараюсь на лепке развивать именно эмоциональную сферу, то есть, чтобы дети выражали в лепке и игре свои чувства и отношение к разным вещам. Техника и результат стоят на последнем месте. А воля... ну, конечно, глина тяжелая, мокрая и холодноватая. Это нужно преодолеть при первом знакомстве с ней. Но хорошая глина все же очень мягкий материал, податливый. Трудно найти более выразительный материал, чем хорошая керамическая глина.

очень интерсно, спасибо! про городских детей особенно; есть о чем подумать..
воск тоже очень много может дать ребенку. все дети разные, он и правда дает тепло и силу

Да, у меня в мастерской с лета стоят несколько кругов воска, вытопленные из сотов из собственных моих ульев. Думал с детьми его перетопить и что-то с ним сделать. Но руки так и не дошли. Хорошо, что другие занимаются воском с детьми.

Очень интересно, спасибо. С большим удовольствием читаю Вас. Все написанное Вами интуитивно понимаю, поэтому с детьми все время пробуем разные материалы в творчестве, так как ощущения от них разные.

(Удалённый комментарий)
И правильно любят. В каком-то смысле он лучше для детей. Дети любят цвет, и он есть в пластилине. Мелкие пластилиновые детальки хорошо липнут друг к другу, а глиняные нужно примазывать. Лена, с одной стороны, тоже любит играть с цветом, а с другой стороны, сама лепит дома и рассказывает о лепке в домашних условиях. Поэтому -- пластилин. Но, например, в Израильском музее, когда она работала в постоянной мастерской, где было много хорошей глины, дети лепили из глины.

Вообще, живость материала -- понятие условное. Живо то, из чего данный конкретный человек может сделать живую вещь. Если для кого-то это металлопрокат и сварка, значит, для него это и есть живой материал.

Тут у меня появились интересные мысли -- напишу по этому поводу новый пост.

  • 1