Хорошо бы предлагать ребенку вещь, на основе которой можно начать игру, рассказывать какую-то историю или лепить другие вещи. Игрушка должна быть продуктивной, то есть порождать некий сюжет или ситуацию. И тогда дальше можно развить эту ситуацию в целый небольшой мир -- пространство или рассказ. Он сам подскажет, что еще нужно слепить, как играть, что рассказывать.
Например, вот простенькая затравка -- лес и дорожка со следами, которую я сделал как-то в начале занятия. Не помню уже, к чему она привела.
А вот уже в другой раз между домами-деревьями разных детей прокладывается дорога. Дорога -- простая и любимая детьми тема, особенно мальчишками: катаем колбаски, раскладываем и плющим.
Сеть дорог может иногда и не использоваться активно в игре, но она создает общее игровое пространство, помогает детям налаживать контакт между своими игрушками и друг другом.
А вот вариант 3D (извините за неологизм :-) -- трехмерный. Дети нарезали большие куски глины (резать глину леской -- это тоже отдельное захватывающее занятие), я назвал эти куски горами и связал их мостиками и горками.
Мы потом долго по ним гуляли, катались, достраивали, рвали/ремонтировали.
Впрочем, не все. Сережа тут же занялся созданием своей горной страны.
Один из вариантов затравки для создания мира -- персонаж известной сказки (рассказа, мультика и т.д.) Можно доделывать других персонажей, лепить всю обстановку -- дома, деревья, дно морское или Луну. Второй вариант -- лепить кого угодно, но сразу переходить к обстановке, то есть тут же выяснять, где он будет жить, что есть (и из чего), к кому ходить в гости, на чем ездить/летать/плавать и так далее. Создание связных миров, по-моему, очень благотворно влияет на наведение порядка в голове (не только у детей), накапливает запас базовых сюжетов и ситуаций. На основе этого запаса ребенок и будет фантазировать, причем, чем богаче запас, тем содержательнее будут его фантазии.
Мне так понравился Ваш подход, что сразу захотелось к Вам на мастер-класс. У меня трое детей - почти 8, 5 с половиной ну и совсем мелкая 1 год. Что Вы посоветуете? В принципе, если мелкая совсем не вписывается, я могу с ней погулять во дворе, но не хотелось бы:)
Спасибо!