привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Школьные занятия
привет
alelchuk
Подходит к концу учебный год у нас в школе, и, пока все не разъехались, хочу успеть поделиться фотографиями и размышлениями, которые будут интересны и другим читателям. Кое-что я уже выкладывал здесь в ЖЖ, но так же обстоятельно расписывать все остальное сейчас просто нет времени. Поэтому закачал все имеющиеся фотки в свой каталог в Photofile. Смотрите папки 1 класс, Продлёнка, Мастерская и Корабли. Ниже предварительные замечания. Надеюсь, со временем распишу все подробнее с иллюстрациями.

        


Лепка из глины с детьми 1-4 классов в школе «Путь зерна»
2009-2010 учебный год

Занятия по лепке для младших школьников играют скорее воспитательную, чем образовательную роль. Далеко не все дети имеют художественные способности, а занятия рассчитаны на всех, кто приходит и хочет что-то сделать из глины. В основном детей глина привлекает, как строительный материал для воплощения своих игровых фантазий.

Такое отношение сохраняется у младших школьников с более раннего возраста (где игра –это почти единственный мотив лепки). Особенно это заметно у 1 класса, и я стараюсь дать детям возможность отыграть эту тему по максимуму. Это, можно сказать, последняя у них такая возможность, потому что чем старше, тем больше они начинают заниматься структурированными обучающими занятиями, рассчитанными на определенный результат.

Мастерская – это пространство творческого труда. Поначалу мне требовалось каждое занятие начинать с разговоров, темы, задания, объяснения методов. Теперь, через несколько месяцев, дети в основном приходят на занятие со своими идеями и стремятся их воплотить. Я помогаю и направляю. Конечно, их идеи часто выглядят гораздо примитивнее, чем то, что я мог бы для них придумать. Но очень важна связь «захотел-сделал», которая развивается и укрепляется при таком подходе. Я стараюсь давать такие общие темы, методы работы, которые заняли бы их внимание на несколько занятий и позволили ли бы им самостоятельно придумывать задания в русле основной темы.

В то же время, они получают представление о многих приемах работы с глиной, «по ходу дела» обучаются некоторым керамическим и художественным принципам. Некоторые дети способны и хотят более серьезно работать – лепить реалистичные либо выразительные фигуры, настоящую посуду, придумывать сложные композиции.

Темы:
Строительство – само по себе важное занятие для детей этого возраста. Постройка домов, деревень, башен, замков, крепостей, городов и целых стран соответствует общему освоению пространства, попыткам построить свое собственное существование во взрослом мире. С другой стороны, это продолжение всеми любимых дошкольных игр в кубики и конструкторы, но на новом, более сложном и плодотворном уровне. 

Изба из колбасок
Простая работа, дающая очень эффектный результат, который подстегивает мотивацию детей к работе. Большинство умеет катать ровные колбаски и в состоянии их ровно укладывать в стены. Те, кто до школы это не освоил, имеет возможность быстро доучиться. Возможна кооперация детей – один катает, другой строит. Крыша из пластин – более сложная задача, обычно я помогаю ее делать.

Башни из пластин – город
Более продвинутый способ строительства – из плоских тонких блинов. Он требует больше аккуратности и точности. Раскатывание блинов скалкой требует соизмерять силу нажима на скалку. Кому-то из детей приходится научиться прикладывать усилие, кому-то, наоборот, сдерживать свои силы. Вырезание стен по размеру, по ровным линиям, развивает глазомер. Линейкой мы, естественно, не пользуемся, детям нужно на глаз прикинуть или измерить расстояние подручными предметами. А пластичность глины позволяет потом легко исправить неизбежные ошибки. Дети строят по одной башне с окрестностями каждый на своей картонке, и эти картонки составляются вместе в общий город. Потом по желанию на отдельных картонках дети строят внутренности города.
После того, как я показываю детям основной прием строительства круглой и квадратной башни, дети сами решают, что и как им строить. Антон решил строить башню со рвом и подъемным мостом. Многие захотели делать двухэтажные башни. Многим захотелось сделать угловую башню – она эффектнее выглядит. Вова сделал очень высокую башню. Глеб слепил не только башню, но и нападающего на город дракона и отпугивающего его существа, имя которого я забыл. Дракон получился очень живой, мне показалось, что у Глеба есть способности лепить живо и быстро. Андрей сделал магазин на торговой площади. Саша слепил кладбище.

Замок общий
Когда вполне освоились со строительством, привыкли к работе в мастерской как таковой, я запустил проект по строительству одного общего замка. Здесь, кроме творческих и технических вопросов возникла и задача взаимодействия. Естественно, не вся группа села лепить один замок. Дети сгруппировались по 2-3-4 человека, кто-то стал лепить один. Замок лепили несколько занятий, кажется 3, 4 или даже 5. За это время группы перетасовывались, а кто-то начинал делать что-то другое по своему желанию.
Два Вани быстро отделились и обстоятельно создали небольшой замок из 3 башен. Глеб, Полина, Алёша, Ролан объединились, но постоянно спорили о том, что где строить, чуть не до драки. В результате, замок был почти разобран и собран по-другому с помощью Жени, а Полина на другом занятии переключилась на новый замок, который оказался больше и лучше старого. Опять возникла кладбищенская тема – в замке почему-то жили мертвяки.

Дом из кирпичей
Этот метод имитирует кирпичную кладку и для него нужен шликер – глина, разведенная водой до консистенции кефира. Шликер сильно пачкает, и я специально дал эту тему в самом конце года, когда у детей уже прошли всякие мысли о баловстве с глиной. К этому времени они наигрались ею вполне, даже немного заскучали, так что новый материал восприняли с энтузиазмом и серьезно. 

Домик, полянка, семейство зверей (девчонки), остров, страна
Эта тема случайно пришла мне в голову, но детям очень понравилась. По сути, это продолжение и расширение строительства домов – оформление и обустройство жизненного пространства.

Фигурки
Осенью с продленкой пробовали лепить фигуры людей и зверей. Это серьезное дело, не каждый взрослый сможет. Да и дети могут осилить такую задачу при определенных условиях. Дошкольники легко лепят любые фигуры, потому что они не заботятся о правильности формы, делают по интуиции, по сути. Школьники тоже на такое способны в той мере, в какой у них сохранилась эта детская непосредственность. Но, видя, что получается не так, как «по-настоящему», бросают и боятся продолжать. Чтобы поощрить непосредственное восприятие, не концентрироваться на технической стороне дела, я дал им сразу сложное задание – памятник, то есть отдельно стоящая выразительная фигура. Фигура, которая означает важное, главное. Показал фотографии известных памятников – серьезных и детских. Часть детей стала довольно успешно копировать кое-что из фоток, кто-то придумал свою тему. Получились довольно хорошие работы, дети были довольны. Но это была работа на пределе их технических способностей. Поэтому я больше не возвращался к этой теме, а занимался более простыми вещами, чтобы они как следует освоили глину как таковую.

Подсвечник
Была еще одна попытка лепки фигур – подсвечники. Большинство просто скопировало моего гнома со свечкой, но были и оригинальные работы. Например, дракон Глеба и носороги Андрея и особенно Антона.

Вертеп
Под Рождество задумали делать вертеп. Надо сказать, тема не вызвала пиетета и восторга у детей. Может быть, это связано с тем, что я сам отношусь к ней без должного благоговения. Хотя чисто по смыслу и в композиционном плане тема богатая. В общем, лепили неаккуратно, без огонька, гораздо менее тщательно, чем подсвечники и памятники. Многие гораздо больше внимания уделяли сараю или пещере, чем собственно фигурам. Например, Женя слепил дом-пещеру с изящным тонким округлым сводом и на пороге поместил схематичных Марию с младенцем и Иосифа. Глеб и Полина развернули масштабное строительство хлева, а зверей и людей в него делали другие дети. Роберт долго делал гладкую толстую, но небольшую скалу, в которой проделал небольшой вход в пещеру. Кто-то из девчонок сделал святое семейство и ангела под деревом (по дороге в Египет).

Шахматы
В конце года занимались шахматами. Тут опять требуется лепить фигурки, похожие на людей и зверей, но, с одной стороны, они упрощенные и маленькие, так что лепить легче, а с другой стороны, они повторяющиеся, и ребенок лучше усваивает форму и способ лепки. Кто-то ограничился простыми классическими шахматами, кто-то сделал сказочные, но схематические фигурки, Антон тщательно вылепил вполне реалистичных зверей.

Спортсмены
Вслед за шахматами попросил детей сделать пару спортсменов, которые соревнуются, например, тех же шахматистов. Отклик был прохладным, но Владик сделал отличных шахматистов, а Женя – фехтовальщиков и гладиатора со львом.

Посуда (миска, кружка, кувшин)
Посуду мы лепили мало. Это по большей части техническая работа, она требует тщательности и кропотливости, и даже при известном усилии дети не в состоянии создать посуду того качества, которое их бы устроило. А смысловой нагрузки, которая компенсировала бы недостатки формы, посуда не несет. Так что, создание посуды просто дает начальное представление о лепке округлых форм из колбасок. С другой стороны, после года занятий, когда дети освоились с глиной, руки приобрели некую умелость, можно постараться поделать красивую посуду под обжиг и глазурь.

Техника (Корабли, самолеты, машины)
Вообще, мальчишки так и норовят слепить какую-нибудь фантастическую технику из мультиков и компьютерных игр. Я это не поощряю, но завел технические темы. Лепить машину многим показалось скучно, больше интереса вызвали самолеты, хоть и из глины. А корабли вызвали просто бурю энтузиазма. Очень уж красиво смотрится это сочетание рыжего глиняного корпуса, желтых деревянных мачт и белых бумажных парусов. И делать легко, и очень органично сочетаются эти три материала. Были и большие корабли, и флотилии маленьких, и белые паруса, и цветные, и весла и колеса.

Были и другие темы, что-то я забыл. Вспомню позже и напишу, ведь ЖЖ -- это живой дневник, в который можно дописывать и переписывать.

?

Log in

No account? Create an account