привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Лепка из целого куска
привет
alelchuk
Все говорят, что нужно учиться лепить фигурки из целого куска -- вытягивать ноги, руки, голову. А некоторые умеют это изначально. Например, Маша уже в три с половиной года тянула многочисленные лапы у кошек, а где-то в четыре, наконец, научилась ограничиваться всего четырьмя. Звери у нее получаются очень живые, динамичные и лепятся буквально за пару минут. После этого они начинают активно жить и довольно быстро ломаются, так что нужно уловить момент и сфотографировать готовую лису или куницу.
 

 

 

А это звери помогают слоненку вытянуть нос из пасти крокодила.



А это огород, на котором растут цветы. Они тоже не прилеплены сверху, а вытянуты из земли.



Этому нельзя научить, это более или менее врожденная способность, что-то вроде абсолютного музыкального слуха. Что с этим делать родителям? Ничего! То есть, никакого художественного обучения лет до 12, чтобы не сломать эту способность, а заодно и уверенность в своих силах. Об этом много написано у Лены Макаровой. Но, конечно, такую сильную выразительную способность нужно усиленно питать впечатлениями, которые она могла бы выражать - чтение, общение, гуляние и рисование. У Маши с этим все нормально.

А в этом году к нам в студию пришла еще одна девочка с такой же способностью. Лизе уже 5 с небольшим, поэтому и композиции у нее посложнее. Но стиль тот же -- самостоятельно решает, что делать (иногда в рамках заданной темы) и быстро лепит все, что можно, из целых кусков.

Это жар-птица на дереве. В дереве дупло, а слева дракон, его не очень хорошо видно.



Это единорог-пегас. На лбу рог, по бокам крылья, на спине грива.



Была тема про Дюймовочку, Лиза решила сделать Дюймовочку, летящую верхом на ласточке. Здесь Лиза оказалась в затруднении, как сделать хвост у ласточки, и как посадить девочку ей на спину. Я ей, конечно, помог, больше словами, чем руками. Собственно, только такая небольшая техническая помощь и требуется. Ну и конечно, теперь уже стараюсь подкидывать темы поинтереснее.


  • 1
Удивительно! конструкция с жар-птицей просто поразительная!!
Может Вы могли бы посоветовать, как быть с ребёнком, чтобы не сломать никакую художественную способность? Ссылку или книгу дать? или может знаете в Санкт-Петербурге студию, где "не сломают". Или просто какой стратегии придерживаться - чтобы сам себе всё рисовал-лепил, не учить (тем более что сами не умеем ;)?

Нужно стараться избегать шаблонов и строго обучения технике. Ведь в наших художках и студиях раннего развития учат академически -- по строгим правилам рисунка, композиции, живописи, то есть школа, муштра. Но это полезно только с подросткового возраста, если в детстве уже сложилась самобытная художественная душа. А складывается она у одаренного ребенка самостоятельно -- выуживает из окружающего мира как темы, так и технические решения. Только иногда нужны небольшие подсказки, и то, если сам просит, или видите, что крутится на одном месте.
И нужно сопереживание, вместе рассматривать разные вещи -- природу, людей, иллюстрации, классические картины, обсуждать, в чем красота, чем они удивительны, что в них самое-самое. Искать темы и взгляды, то что вам самой интересно. И учиться рисовать-лепить у ребенка, попробуйте сделать хотя бы так же живо и занимательно. А там посмотрите.

Все это написано у Лены Макаровой, ссылки на ее книги есть у меня в колонке ЧТЕНИЕ справа на странице.

На самом деле, и в художке ребенку может быть хорошо, есть ведь хорошие учителя, которые не давят, и есть сильные дети, которые не поддаются давлению и соблазну. Просто нужно внимательно следить, чтобы не появлялись шаблоны, и чтобы оставалось желание делать самостоятельные вещи.

в 3,5 года вытягивать - удивительно!
"кто-то грива" ))

(Анонимно)
Ой, Алексей, зашла на Ваш ЖЖ, увидела фото, здорово! Это Лена, мама Лизы :) Я как раз слегка в затруднении на тему "что с этим делать родителям" - наверное, на занятиях это заметно...
Лиза конечно еще и рисует здорово, весь дом в шедеврах:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/utjeha.0/0_450f6_9748dd37_XL.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/utjeha.0/0_43ed7_5bcf7e10_XL.jpg
Мы стараемся не лезть и ни о какой художке даже не думаем. Лену Макарову с удовольствием читали и более того, у меня самые волшебные воспоминания детства - "лето на крыше" с ее семьей (у нас семьи дружат).
У Вас очень здорово на занятиях, мы очень рады, что совершенно случайно к Вам попали!

Да, Лена, это удивительное совпадение, мне бабушка Лизы сказала про ваше лето на крыше. Но тогда вы, наверно, можете написать Лене и с ней обсудить Лизины рисунки.
Глядя на эти два шедевра, я сразу вспомнил рисунки девочки Оли В. из книги "В начале было детство". Это 32 глава, "Притча о лягушке". Но там Оля - несчастная, аллергическая и одинокая, и Лена описывает ее рисунки, как путь душевного спасения. Который в школе прекратился, потому что родители не понимали таланта Оли. А Лиза ведь, наоборот, общительная уверенная девочка, и вы ее понимаете и чувствуете, так что эта психология к ней не имеет отношения.
Кстати, мне пришла чисто теоретическая мысль по поводу, что с этим делать, я ее сейчас напишу так, как она может быть интересна всем читателям, а конкретно мы можем это с вами обсудить в субботу или по электронке (a.lelchuk@mail.ru). Мысль такая:
Талант -- это очень сильное выразительное средство, которое может играть очень большую роль в сложной психилогической ситуации, отображать сложные внутренние движения в душе ребенка. И для поддержания и развития собственно этого таланта нужны сильные переживания и сложные темы. Лиза на предложенные мной темы всегда выбирала достаточно сложные, а главное -- живые варианты. По теме "игровая площадка" дети лепили горки, лестницы, качели, Лиза -- карусель, причем с разными фигурами - две лошадки и петух, кажется, и с детьми, сидящими на них. Когда делали Дюймовочку, Лизу не заинтересовали ни цветы, ни мыши. У нее готовая композиция, причем момент в движении -- Дюймовочка спасается верхом на ласточке.
Если у ребенка в жизни проблемы (как у Оли В.), то талант воплощается и питается этими переживаниями. А если все хорошо, то -- нет, не нужно создавать проблемы!, но способность выражать может постепенно размениваться на банальности. Поэтому нужно питать воображение серьезными темами -- литературными, художественными, да и жизненными. По-моему, как раз в этом случае имеет смысл давать ребенку читать, смотреть, обсуждать вещи уже немного не детские, на вырост. Впрочем, лучше это обсудить с Леной Макаровой.

(Анонимно)
Алеесей, спасибо, есть над чем задуматься... Я помню эту главу про девочку и рисунки из нее.
Хотела еще Вас спросить про школу, напишу по почте.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account