?

Log in

No account? Create an account
привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Гончарный круг, замки, драконы, принцессы -- что было 22 апреля
привет
alelchuk
Ура, мама Надя прислала свою порцию с фотографий, выкладываю почти все. Это было прекрасно!

  
Семинар получился действительно классный! Пришли прекрасные дети и прекрасные мамы. Я почти все время сидел за кругом, только пару раз озвучил тему и общие идеи общей лепки, а все остальные 4 часа мамы сами лепили со своими и чужими детьми.

Идея состояла в том, чтобы дать всем детям возможность посидеть за кругом по очереди, а в оставшееся время слепить что-нибудь общее грандиозное. В основном рассчитывали на возраст 7-8 с отклонениями в ту и другую сторону.
Выбрали бродячий сюжет -- город, замок, дракон, принцесса, рыцарь. Дети все оказались неплохо подкованы, подхватили и развили сюжет (с помощью мам). Младшие дети вполне нормально выдержали полдня лепки, учитывая присутствие старших братьев и сестер, перерыв на обед и возможность побегать на улице под окном.



Чтобы конкретизировать работу, сначала каждый должен был слепить дом или замок с обитателями. Я показал примерно как раскатывать землю и стены, работа пошла, на это ушли первые час-полтора. Потом дети немного подустали, разбежались, сделали перерыв. После перерыва добавили еще один стол, составили все дома и замки вместе, чтобы получился город, а на свободном месте стали лепить деревья, драконов, принцесс и отважных рыцарей. И так прошло еще часа полтора, причем все это делали с детьми мамы. Потом стали собственно рассказывать сказку. Мама Аня взяла руководство в свои руки и стала по очереди спрашивать детей про их дома и детали сюжета и сама досказывать то, что нужно было для связности истории. Дети опять подтянулись к столу послушать и поговорить.

Интересно, что на фотографиях огромный стол, уставленный одноцветными поделками, смотрится довольно невнятно, непонятно, что где. На самом деле реальный стол мне, не видевшему процесса, тоже показался хаотичным и непонятным. Но все дети точно узнавали свои поделки среди других, какими бы похожими комками глины они ни казались неискушенному зрителю, и подробно рассказывали об важных особенностях своих работ. Что еще раз доказывает, что 1) не все золото, что блестит, 2) как важно самому сделать что-то, чтобы это прочувствовать.

Отдельное слово про круг. За ним достаточно успешно поработали дети от 4, по-моему, до 10 лет. Результаты примерно одинаковые, кстати. Многие видели такие быстрые гончарные мастер-классы где-нибудь в парках или эко-мероприятиях, когда ребенка сажают за круг, он десять минут что-то делает под руководством гончара, и получается вазочка или чашечка. Не хочу ничего плохого сказать про гончаров -- у каждого своя профессия -- но это, конечно, фикция. Я не гочар, а педагог, и мне важно, чтобы ребенок что-то сделал действительно сам.

А что он может сам? Он может положить руки на глину и почувствовать, как крутится глина, может сделать углубление и расширить его. И, конечно, жать на педаль, приводить круг во вращение. Скажу вам по секрету, неподготовленный взрослый может не больше. Иногда даже меньше, потому что много думает о том, что делает, пытается совершать осознанные движения и ломает  то, что уже получилось. С другой стороны, профессионалу достаточно двух-трех незаметных движений, чтобы довести поделку до изящной вазочки. Это внешне красиво, ребенок получает почти все необходимые ощущения, но все же в этом есть явный обман.

У меня ребенок работает сам -- сам чувствует упругость глины, как она поддается или не поддается его усилию, как движения рук оставляют след. В результате получается плошка, низенькая вазочка, тарелочка, подсвечник. Ребенок доволен результатом, видит, что сделал это совершенно сам. Конечно, я постоянно контролирую процесс, велю давить сильнее или слабее, правильно держать руки.

Хотя, когда в прошлом году круг стоял какое-то время в мастерской во время занятий, и некоторые дети садились на него на полчаса или час (школьники, 3-4 класс), то без каких-либо дальнейших указаний с моей стороны они ухитрялись долго крутить не ломая какие-то плошки, подсвечники, "фонтаны" и даже стаканы. Более того, кому-то удавалось даже самостоятельно центровать кусок глины.




























































































































  • 1
и правда - было прекрасно, очень позитивно, и легко.
Спасибо маме Наде за отличный фоторепортаж, и всем мамам и детям, и дяде Леше - ура и благодарность.

Алексей, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а Ваши занятия с глиной проходят в школе "Путь зерна"? Очень хочется к вам со своим буйным трёхлеткой :)
Маша

Да, в Пути зерна, приходите. Напишите мне после 4 сентября на a.lelchuk@mail.ru, я вас запишу.

  • 1