?

Log in

No account? Create an account
привет

alelchuk


Игры с деревом и глиной

Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых


Previous Entry Показать другу Next Entry
Когда и почему дети начинают говорить
привет
alelchuk
Когда ребенок начинает говорить? Почему, что на это влияет?

Понятно, что гены в первую очередь. Кто-то родился молчуном, кто-то болтуном. Но сверх этого есть и внешние обстоятельства.
Утверждается, что если с ребенком много и внятно разговаривать, то он раньше начнет говорить. Приводятся примеры простых деревенских мам, которые все время лопочут что-то ребенку, который начинает говорить раньше, чем городской, который лежит один в коляске, пока мама смотрит телевизор.

А мы вот с Ульяной разговариваем-разговариваем, а она ничего не говорит, хотя год и восемь, могла бы. Тем более, что понимает все, что мы ей говорим, очень много слов.

Может быть, если родители говорят слишком много и сложно и понимают ребенка с полуслова, то он а) не испытывает потребности сказать словами, достаточно просто намекнуть "м-м-м" и пальцем ткнуть, б) не может разом охватить весь словарный запас, который слышит. Ну, обычно он начинает говорить позже и сразу более внятно и целыми фразами.

А условная деревенская-то мамаша (см. выше) говорит ребенку небольшое количество слов, потому что сама больше не знает.

Как вы думаете?

  • 1
для статистики: моей год и 10, она говорит очень мало слов, я с ней говорю постоянно и да, я действительно понимаю ее с одного "мыка")) и хотя я стараюсь ей озвучить ее "мыки" простыми словами, она все равно предпочитает мычать)
а понимает все просто прекрасно
я бы заморочилась, но не делаю этого потому что вижу, что она вполне здоровый ребенок, а здоровые дети рано или поздно заговаривают
телевизора у нас нет, как и коляски, кстати

Я думаю, это врожденные способности. У нас девочка 3 лет с хвостиком и младенец годовалого возраста примерно на одном уровне развития речи находятся.

Когда мы ездили со старшим к логопеду, она просто посмотрела как мы играем. И предложила выделять полчаса (не подряд), когда играя с ребенком я бы говорила простыми фразами, задавала короткие вопросы, на которые ожидается простой ответ. Показала как. Ребенок выдал не менее 20 слов за игру с ней, через 4 месяца разговорился, через 6 опережал речевое развитие.
Я думаю, Вы правы, если говорить очень много и сложно, то ребенок заговорит позже.

Моя "статистика"

У меня двое детей, первый в 2 г. болтал так, что все время хотелось для " радио" найти выключатель. Второй к 2 годам говорил всего пару слов. Говорю с ними одинаково много, телевизор смотрю только ночью, коляскам всегда предпочитали слинг. Теперь младшему 4 года, говорить умеет ;)

Мне кажется, пока рано беспокоиться.
Насчет сложности речи родителей - я не знаю. У меня среди знакомых есть опыт рано говорящих детей и поздно говорящих, и это никак не связано со сложностью речи родителей. Но до трех лет в любом случае это не медицинская проблема. Я думаю, что у Вашей-то дочери с мелкой моторикой все в порядке? :) Если так, то может правда нет потребности разговаривать. Она остается с кем-то, кроме родителей, кто ее хуже понимает? Некоторых детей это стимулирует к развитию речи.

Я тоже "статистику" приведу. Старший к 2 годам говорил отсилы десяток слов, только в 2,5 начал говорить предложениями. Сейчас ему 5, разговаривает не переставая. Логопед в детском саду отметила обширный словарный запас.
Младшему полтора, и он стремительно развивает речь. Повторяет за нами и братом фразами (ему явно в удовольствие повторить слово и послушать его звучание), его звукослова уже понятны, без догадок, к тому же он привлекает жесты и действия для полноты "объяснения".
Там, где старший начинал хныкать и приходилось его уговаривать "скажи словами, я не пойму, что ты хочешь", младший берет за руку и ведет, куда ему нужно.
Считается, что развитию речи способствуют занятия пальчиковыми играми и всякие игры, связанные с мелкой моторикой (зоны речи и мелкой моторики в мозгу взаимосвязаны) - пересыпание круп, перебирание руками разных на ощупь фактур, шнуровки, глина-пластилин...
Возможно, у "деревенских" естественного соприкосновения с разными фактурами, сенсорного опыта больше.

Моя младшая девочка заговорила в 2,5 года. Как и я много лет назад. А старшая в 2,5 говорила уже довольно таки хорошо и много.
С обеими разговаривала много с самого рождения. Но у младшей прибавилось еще помимо русского, армянский и английский. На которых она тоже разговаривает как на русском. Сложно теперь узнать, во сколько она начала бы разговаривать, если бы например у нее была бы только русская речь. Мне кажется это очень индивидуально и не на столько зависит от наших усилий помочь ребенка заговорить, сколько от него самого.
Младшая дочка во многом отличается от старшей. Та была как то взрослее, самостоятельнее, независимее уже в три года. А вторая в три года еще такая малышка пока. Очень тактильная, любвеобильная и мамина и папина, мы должны быть рядом все время. Интересно а Ваша Ульяна тоже тактильный ребенок, который любит быть все время кожа с кожей? у меня стали появляться мысли, что этот момент тоже как то связан с развитием речи.

Edited at 2013-02-17 07:53 (UTC)

Немного обидно звучит Ваше предположение про ограниченность лексикона и бедность языка у мам говорящих детей и само слово "мамаша" в этом контексте не самое приятное. Моей дочке 1,7 и её активный словарный запас достаточно большой. Надеюсь, что он не равен моему, а чуточку меньше) я объясняю себе это генетикой, в первую очередь (я сама начала рано разговаривать), и во-вторых, условиями - беседы в режиме "радио", обозначение видимого и чувствуемого, упражнения на мелкую моторику и т.д. - то же, что делают многие. При прочих равных имеет значение именно наследственность - такое у меня сложилось мнение.

Э-э-э... Я ведь не написал, что у раноговорящих детей мамы плохо говорят.
Даже если б я написал, что у плохоговорящих мам дети рано начинают говорить, это было бы совершенно не одно и то же. Ведь не *только* у плохоговорящих мам дети рано начинают говорить.

Тем более, что я написал другое -- что у мам, которые говорят простыми фразами и небольшим количеством слов, дети начинают говорить раньше. Это разные вещи. Тем более, что выясняется, что это не так.

Мне показалось, что Вы говорите несколько пренебрежительно в первую очередь после слов "А условная деревенская-то мамаша (см. выше) говорит ребенку небольшое количество слов, потому что сама больше не знает". "Сама больше не знает" всё-таки не то же самое что "у мам, которые говорят простыми фразами и небольшим количеством слов, дети начинают говорить раньше". Спасибо, что уточнили свою мысль. С искренним уважением, Наталья

я говорю много и сложно, и никогда для ребенка не делала "скидку" и не использовала никакого "детского арго", типа бибика, вава, а-та-та и прочее языковое уродство.(правда до года я с сыном вообще маловато разговаривала, если честно, как раз то самое понимание без слов) Сын заговорил предложениями в год и пять, к двум годам говорил уже непрерывно. Не считаю это ни в коей мере своей заслугой, каждый ребенок развивается своим путем.
Миф про то, что если ребенка понимают с полуслова то ему незачем говорить - это старый и очень вредный миф, так как толкает родителей на то чтобы стимулировать ребенка говорить с помощью "непонимания", может это и может ребенка подтолкнуть в какой-то мере, но зато стресс и непонимание родителей вызывает у ребенка фрустрацию и агрессию. а фрустрация и агрессия в целом развитию ребенка не способствуют. Понимание и удовлетворение потребностей ребенка напротив, создают более крепкую привязанность между ребенком и родителями и ускоряют развитие ребенка в целом, и естественно в области речи тоже.
Богатство речи родителей становится значимым на пару лет позже... к 3-4 годам уже видно разницу между детьми, и понятно как в семье разговаривают, какой словарный запас и владение речью... отодвинуть время начала речи это никак не может.Большой пассивный словарь идет только в плюс активному словарю.

Сложность/простота речи окружающих - это один из нескольких десятков (если не сотен) параметров, влияющих на развитие речи ребенка.
Я бы посмотрела, например, насколько ребенок владеет собственным телом, насколько сам провоцирует ситуацию общения и как в ней участвует (не в смысле "что говорит", а как реагирует на общение мимикой, звуками, позой и жестами); потом "ничего не говорит" - это очень размытая характеристика. Что в ней: вообще не звучит? звучит, но не говорит того, что называют словами? тогда как звучит? говорит слова, но очень мало? тогда сколько? говорит слова, но не говорит предложениями? говорит слова, но не привязывает их к ситуации?
Я бы показала ребенка нейропсихологу или специалисту по движению/сенсорной интеграции. Хотя бы просто чтобы успокоиться.

Со старшим много разговаривала-проговаривала, но заговорил только к 4-рем, понимал все. Поставили общее нарушение речи в следствие гипоксии.
С младшим аналогично себя веду, заговорил в 1,3. Сейчас 2,5 говорит предложениями.
В общем, я думаю здесь не при чем - говорить или молчать с ребенком. Когда готов - тогда и заговорит.

Edited at 2013-02-17 10:53 (UTC)

Сыну 2,5, говорит словами, предложений нет, большой пассивный словарь, всё понимает, с ним можно договориться. Подтверждённая родовая травма. Ходим к остеопату. Постоянно разговариваем с рождения, слинг, СС, без шлепков и ора. И муж и я заговорили рано, так что это не наследственность(в нашем случае). Играем, лепим, рисуем. Мультфильмы есть, но немного, по 15 мин. утром и вечером.

Нам в свое время на логокурсах повышения квалификации говорили, что скорее хорошо, если ребенок мало говорит до 2 - пусть подольше накапливает пассив, а у рано заговоривших детей высок риск заикания... А по своим детям не знаю... обе дочери ровно до 2,3 говорили лишь отдельные слова, в этом волшебном возрасте их обоих внезапно прорвало и речь лавинообразно развилась за месяц от отдельных слов до сложноподчиненных предложений. Сын же младший без всяких лавин постепенно разговорился с полутора лет, и в 2 был уже хорошо говорящим. Возможно это связано с тем, что да, я не читала ему лекций, как старшей, и не толкала речей вроде "ты расстроен, потому что..." (впрочем я и старшей подобного не говорила, не представляю как двухлетка в состоянии воспринять подобную конструкцию), зато единственному из детей много пела и играла с ним в пальчиковые и жестовые игры. Зато старшие любят слушать сказки и расказы, а он не любит совсем... и перестал любить мои песни:)

// и не толкала речей вроде "ты расстроен, потому что..." (впрочем я и старшей подобного не говорила, не представляю как двухлетка в состоянии воспринять подобную конструкцию//
дело не в конструкции.
Вы ведь про активное слушание, верно?
в активном слушании важно заменить "ты расстроен" на точное чувство ребенка, напр "тебе обидно", "ты разозлен", "ты в бешенстве". Тогда ребенок получает ту поддержку, которое и дает активное слушание. Ведь оно призвано помочь ребенку осознать, что он чувствует, и тогда помогает детям уже с рождения.
Например, с подругой гуляли, ее сын стал рыдать, долго плакал, хотя подруга держала его на руках. Я взяла его на руки и сказала "ты сейчас очень разозлен, потому что сильно устал и тебе обидно, что никак не можешь уснуть". Он тут же от рева перешел к похныкиванию и вскоре уснул. Малышу тогда было 3 месяца :)
Тут не в понимании дело. А в том, что ребенок получает поддержку и научается распознавать свои потребности (ты хочешь спать) и чувства (ты разозлен и тебе обидно). Это умение здорово пригождается во взрослой жизни, когда человек умеет отделять внутренний мир от внешнего. Т.е чувствует он напряжение от раздражения и, если не осознает, что напряжение изнутри - начинает искать в окружающих, кто виноват в его состоянии. А если осознает, то и сам справляется :)

мальчикам вообще нужно показывать причинно-следственную связь: ты бежал, упал, ударился, тебе стало больно и обидно. Мой сын легче отходит от падения после такой конструкции))) ну, мозг у них немного другой, чем у девочек, причинно-следственные связи нужно разложить :)

Edited at 2013-02-18 06:23 (UTC)

По мне, если трехмесячному пропеть колыбельную, пользы будет больше:) Конструкция в последнем абзаце, мне нравится, короткая и емкая, а вот то, что трехмесячному сказано... двухлетка наверное уловит последние 3 слова, согласится с тем, что не может уснуть и порадуется, что мама его понимает. А все что до, имхо - сотрясение воздуха. У меня просто есть пример ребенка очень активно слушающих и говорящих родителей, понятно что один пример не показатель, но все же тесное общение с этой семьей напрочь отбило у меня охоту разговаривать подобным образом со своими детьми. Помимо активного слушания, на любой вопрос ребенка, на который я дала бы краткий ответ, приближенный возрасту (солце проснулось и улыбается - трехлетке, а не лекцию о солнечной системе), упомянутому ребенку читалась именно лекция. В итоге получился ребенок (не говорил кстати до 4 лет), хорошо вербализующий свои чувства и потребности, и активно докапывающийся с тем же до других, многих это очень бесит - ну не желаю я докладывать семилетке, что я почувствовала, когда у меня умерла рыбка в аквариуме. И вообще жуткий болтун и демагог с резким перекосом в научный склад ума в ущерб творческому и развитию воображения. Понятно, что это все может быть не связано и абсолютно не вытекать, но у меня вот такой опыт.

мне кажется, речь очень индивидуальна))) ученые считают, что она появилась у человека последней в процессе эволюции, поэтому сильно зависит от совокупности факторов, а не от одного из них.

у меня двое деток, оба растут в одинаковых условиях (т.е. частный дом, богатая сенсорная среда, поощрение самостоятельности с раннего возраста, много речи (я-холерик, у холериков речи много от природы).
Но доча в 2.5 уже наизусть пересказывала гуси-лебеди (была ее любимая сказка), а сын в 2.5 только-только составляет фразы из 4х слов. О том, чтобы пересказать любимую сказку, речи нет...))) Но, зная, что речь у детей его типа запаздывает, я вообще ожидала, что говорить станет к 3м. Каково же было удивление, когда он стал разговаривать примерно в 2.2 О_о

На речь влияют
- гены
- пол (девочки, как правило, но не все, начинают говорить раньше мальчиков, потому что они более социально ориентированы)
- родоразрешение (естественные роды, с анестезией или без, или кесарево сечение)
- наличие богатой сенсорной среды
- грудное вскармливание до года (ГВ в отличие от ИВ лучше развивает мышцы речевого аппарата)
- массаж до года (который мама делает)
- своевременное введение прикорма (тоже эти мышцы развивает)
- и, наконец, индивидуальные особенности. Холерики (моя доча) более болтливы, чем флегматики (сын).
Есть дети, которым для начала (и еще долго после начала) нужно овладеть главными фразами: дай, сядь, встань и тп. Т.к. у них от природы управленческий склад и болтать не по делу - не для них.
Есть дети, которые мало разговаривают потому, что мозг у них так устроен: постоянно что-то придумывают, размышляют, и не до общения, т.к. иногда и мир не успевает за ходом их мыслей. У моей подруги такой ребенок. Что-то скажет, пока мама обдумывает и отвечает, он уже ушел совсем далеко и при ее ответе смотрит непонимающим взглядом: "мама, ты о чем?!.." тогда ему было 3 года)))

по поводу деревенских - могу точно сказать, у них логопедических проблем меньше, чем у городских (работала с деревенскими 2 года). Почему - потому что у 90% городских детей вместо поощрения самостоятельности происходит ее подавление, сенсорная среда менее богата, т.к. мамочки очень тревожные. А в деревне что? только научился сидеть - сидит себе на коврике, траву и листья в рот тащит. А потом и землю ест, и улиток, и камни, и песок. И никто на рентген не тащит, т.к. мамы менее тревожные))) Зато потом на занятиях дети не едят пластилин, как городские))) Получили много сенсорного опыта - можно теперь и просто полепить)))

Речевой центр созревает к 3м годам (поэтому так важно ГВ и богатая сенсорная среда "мозг на кончиках пальцев"), еще 2 года уходит на становление связей между речевым центром и полушариями. Поэтому к 5-ти годам дети, заговорившие раньше и дети, заговорившие позже, уравниваются. Т.е. грамматические конструкции у них становятся одинаковыми :) Ну а скорость и обилие речи уже зависят от типа ребенка))) Флегматик никогда не будет тараторить, как холерик)))

Джема, интересно про деревенских вы написали. Ульяна у нас тоже и песок, и камни ела. Наберет полный рот камней и ходит. Летом дело было, на природе. А в школе как-то шуруп прихватила. Угостили ее курагой, ходит с полным ртом. Смотрю -- как-то сильно щека выпячивается, попросил выплюнуть -- шуруп, где-то подобрала. Мы не парились по этому поводу. И надо сказать, этот период таскания в рот у нее быстро прошел. Сейчас дома конечно не так много разных вещей, но деревяшки всякие валяются по дому, камни -- гальки пестрой из Крыма привезли когда-то.
А насчет того, что не успевает сказать за мыслями -- это на нее похоже. Вечно что-то придумывает там себе. Ну и командир она, это точно. Но пока командует в основном руками и мычанием. А мы-то ее слушаемся :-)

В год и восемь очень многие дети всё понимают, но сами молчат,
я бы беспокоилась, если три года, и по-прежнему молчит.
А пока я бы продолжала с ребёнком говорить, и понимать его,
но я бы, возможно, посмотрела, в какой ситуации можно спровоцировать диалоги - пусть это будут словесно-жестовые диалоги, но не монолог взрослого.

скажем, можно показывать жестами и тоном, что медведь большой, рычит басом, ууу!
а птичка маленькая, вот такая, - это и жестами можно показать, и высоким голосом.

а потом на картинке попросить показать, где большой дом, где маленький и тп

дети сначала накапливают запас слов, потом уже - как плотину прорывает - они начинают болтать

мои в год уже болтали,
а приятель моего сына до двух молчал, потом сразу фразами в 2 года и месяц начал болтать

все дело в развитии гортани, а не в селе и городе

"Развичие гортани.
У новорожденного гортань достигает относительно очень больших размеров. Так, в длину она всего лишь вдвое короче гортани юноши. Расположена она очень высоко: ее верхнее отверстие находится почти на уровне носовой части глотки..В дальнейшем гортань опускается по мере роста лицевой части черепа, и особенно нижней челюсти. Форма гортани новорожденного более округла, чем у взрослых. В частности, пластинки щитовидного хряща сходятся под очень большим углом, а потому не образуют заметного выступа. Голосовые связки очень коротки: их длина 4—4,5 мм. Они интенсивно растут и к концу первого года жизни достигают 7 мм в длину. В дальнейшем рост голосовых связок становится незначительным, хотя общие размеры гортани продолжают увеличиваться, причем с трехлетнего возраста начинают проявляться различия в росте гортани у мальчиков и девочек".


Edited at 2013-02-19 19:32 (UTC)

(Анонимно)
У меня ребенку 1,5 месяца, мальчик,... не знаю , что это - глобальное развитие или как... но он держит голову и концентрирует взгляд с рожения, ули конбатьс начал на третий день , и сейчас уже говорит немногосложно... агу, оу, ау, гага, гига, и последнее . что меня поразило - сегодня начао активно говорить "Елка"....моему удивлению нет предела....вот рещила на сайтах полазить, чтобы понять причину такого развития....

  • 1