Алексей Лельчук (alelchuk) wrote,
Алексей Лельчук
alelchuk

Categories:

Игра в глину -- Винни-Пух и Пятачок

Хорошо быть медведем, ура!
Потому что когда-нибудь про тебя все же вспомнят -- про хорошего такого медведя, который не только ест мед, но еще и поет кричалки-шумелки-сопелки, а также открыл Северный Полюс.

А вот  и он -- а заодно его лучший друг и слепленное в прошлый раз дерево с пчелами и медом в гостях у кролика.




Но откуда же они взялись? Давайте разберемся.
Вопреки всяческим понятиям биологической науки -- из яйца, точнее, из продолговатого округлого куска



Вы уже поняли, что мы лепим нашего Винни-Пуха, советского, а не диснеевского.

Отступление про диснеевские и советские мультики:

Диснеевские мультики привлекательны тем, что в них очень точно смоделированы реальные черты животных. Это тот же принцип, который я использую и показал в мастер-классе про животных -- вычленяются три-четыре характерные пластические черты и достаточно точно прорабатываются во всех ракурсах, чтобы зверь был узнаваем. А во всем остальном он может быть любой формы и пластики. Обычно он делается человекоподобным, потому что, в конце концов, истории про зверей для нас -- это аллегории историям про людей -- в сказочных зверях нам интереснее всего их "человечность". Пример -- диснеевский Винни-Пух.

Это хорошо и правильно, но маленькие дети не могут это слепить. Для них лучше противоположный принцип построения образа -- из общих простых форм. Пример -- наш Винни-Пух. Он ничуть не менее добродушен и неуклюж, но лепится на раз ребенком от 3 лет.

Проминаем немного шейку, причем обратите внимание, что голова чуть больше туловища.



Катаем маленький шарик, прилепляем его внизу головы, палочкой (зубочисткой) делаем глаза и рот, затем уши -- одним движением пальца сдвигаем чуть глины назад.




Ноги и руки  делаются из одинаковых маленьких колбасок, но крепятся по разному. Руки -- торчат в стороны, а ноги просто прилепляются снизу, как ступни, чтобы он мог на них стоять.



Шарик на палочке крепим не только в руку, но из что-нибудь более основательное, например, за голову.
А откуда второй Винни-Пух? Да это брат его. Когда лепишь с детьми сказку, любимые персонажи (принцессы, например) всегда получаются в нескольких экземплярах. Ничего страшного, они так и действуют потом -- вместе или по очереди.



А вот Пятачка не получается полностью слепить из простых форм. Мордочку и уши нужно будет вытягивать, это работа для взрослого. Начинаем все равно с яйца, у которого проминаем шею, чтобы отделить голову.



Как у любого зверя, вытягиваем из головы вверх острые ушки, а вперед -- маленькую мордочку.



Теперь вот он -- момент истины, когда из абстрактного зверя рождается Пятачок. Одно ухо загибаем вниз, одним движением пальца приминаем спереди нос и палочкой протыкаем две дырки. Плюс глаза.



В принципе, игрушка готова. Можно отдавать ее ребенку, чтобы он самостоятельно приделал к ней ручки-ножки так же как у Винни-Пуха. А можно честно вытянуть их из туловища, не забыв раздвоить копытца (можно сделать прорези палочкой и примять края пальцами). Палочкой же рисуем пояс и подтяжки и ставим на живот шарик-пуговицу.




По ходу дела (спасения друга от пчел) Пятачку понадобится ружье. Стрелять из ружья по летящему Винни-Пуху -- очень увлекательное занятие. Только не удивляйтесь, когда в руках вашего ребенка ружье полетит к шарику как стрела Чингачгука. Не надо объяснять ничего про пули -- вы ведь не на военной кафедре. Пусть летит :-)



Еще одно замечание -- как сделать так, чтобы научить ребенка лепить зверей по схеме и в то же время самостоятельно. Речь идет о детях старше 4,5 лет, которым уже нужно учиться лепить что-то самостоятельно.

Вы лепите синхронно с ребенком, показывая каждый шаг. Отрываете два одинаковых куска глины, даете один ребенку и говорите -- мы будем лепить двух Винни-Пухов, братьев, один твой, один мой. Когда слепишь своего, получишь себе обоих. Это обычно хорошо работает. И показываете каждый шаг по очереди, дожидаясь, пока ребенок сам его сделает. В этом случае вы, с одной стороны, даете ребенку четкие указания, как что делать, а с другой -- он все делает сам.

Чем этот метод отличается от повсеместного натаскивания детей на определенные методы рисования и лепки. Тремя вещами. 1) Схема очень проста -- из трех, четырех шагов. Ребенок в состоянии запомнить и осознать ее почти с первого раза и дальше применять самостоятельно. 2) Схема учит делать только фундаментальные формы, общие для всех зверей-людей-вещей этого типа. Детали ребенок может (и вынужден) делать сам. 3) Не нужно трогать взрослыми руками работу ребенка -- что получится, то получится, разве что укрепить отваливающиеся ноги-руки. И если он в какой-то момент уходит от схемы и делает по-своему -- ура! пусть. Схема -- это лишь трамплин, стартовый ускоритель. Как только дело пошло само, ее нужно тут же отключить. То же самое относится и ко всем взрослым, которые читают эти мастер-классы.

Да, возвращаемся к лепке, хотя все уже, фактически, сделано. Историю с пчелами уже можно играть. Но есть еще история с кроличьей норой, в которой очень увлекательное просовывание Винни-Пуха в дверь, застревание, вытаскивание -- огромное поле для деятельности. Полигон слепить очень просто -- стенка с дыркой (классический вопрос ребенку -- пролезет он сюда или нет), полка с медом, столик с тарелками. Кролика мы уже лепили раньше. Можно еще очки ему на нос посадить для верности.



Вот как.

Tags: лепка из глины, мастер-класс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment